Музыканты и артисты из провинции |
|
|
Моё детство проходило в густонаселенном дворе, отгороженном от бывшего яушевского Пассажа высоким деревянным забором. Тогда еще на пересечении улиц Советской и Малышева стояло то, что когда-то было небольшой мечетью, о которой бабушки-татарки из нашего двора говорили, что была она хоть небольшой, но красивой, построена, по некоторым данным, в 1910 году и композиционно связана с Пассажем. А уж сам Пассаж в их рассказах представал перед нами дворцом изобилия. Нас, не особенно сытых и плохо одетых послевоенных детей, нетрудно было удивить. Мы верили рассказам, тем более что частенько во время наших «археологических раскопок» в поисках яушевских кладов, спрятанных якобы во время революции 1917 года, действительно, кое-что находили: небольшие коробки с удивительно красивыми флакончиками, тончайшие носовые платочки. Но увы, платочки истлели, а пузырьки, некогда наполненные благовониями, были пусты. Только на всю жизнь осталось очарование этой стариной, какое-то щемящее чувство безвозвратно ушедшего. Остались и воспоминания о татарских праздниках, нарядно одетых женщинах-татарках в наброшенных на голову белых шёлковых шалях, в блестящих галошах-ичигах на ногах поверх сапог. А ещё помнятся два магических слова: «Зур концерт». Мусульманская часть населения нашего двора с этими словами уходила на большие концерты и спектакли татарского театра. Он возник в Троицке в 1910 году — так сообщает энциклопедия, изданная в 2003 году в Казанском издательстве «Магариф». Энциклопедия вобрала в себя богатейший материал о людях, о важнейших событиях из жизни мусульман нашего края. В частности, о татарском театре там сказано, что он создан «как любительский коллектив под названием «Троицкое общество поощрения театрально-музыкального искусства». Председатель общества — М. Давлетшин. В 1919 г. преобразован в профессиональный театр. В 1931 г. переведен в Свердловск под названием «Уральский областной татаро-башкирский передвижной рабочий театр». В разные годы в театре работали Г. Казанский, М. Надрюков, Исхак Илялов, 3. Сабитов, М. Му-тин, Б. Тарханов, С. Садыкова». По-разному складывались судьбы этих людей. К примеру, Мингали Надрюков, выходец из бедной семьи, в юношеские годы занимался мелкой торговлей. Но однажды случайно попал в театр и, как это нередко бывает, мир сцены покорил его, стал его судьбой. Начинал он с исполнения небольших ролей. Но уже на троицкой сцене к нему пришел успех. Затем он работал в Свердловске, Казани, академическом театре им. Т. Камала. Его творчество покоряло зрителей, в истории татарского театра он оставил заметный след. 13-летним мальчишкой расклеивал афиши троицкого театра ещё один талантливый актёр — Фахри Сайфутдинов, а потом он 40 лет блистал на сценах Троицкого, Оренбургского и других театров. Знаменитыми когда-то были в Троицке братья Исмагил и Исхак Иляловы. Старший из них -Исмагил — унаследовал от матери страстную любовь к музыке. Только Гулыни-апа играла на маленьких гармониках, а сын увлекся игрой на мандолине. Он прожил долгую и насыщенную творческими успехами жизнь. Слава «гения мандолины», «короля и поэта мандолины» будет его сопровождать всюду. Из своего инструмента он умел извлекать звуки, проникавшие в души слушателей. Первые шаги музыкант Илялов сделал в 12 лет, когда его пригласили в составе струнного оркестра принять участие в одном из «Восточных вечеров». Уже через год Исмагила слушал классик татарской литературы Габдулла Тукай. Во время учёбы в Оренбурге Исмагил не оставляет занятия музыкой, более того, — участвует в создании татаро-башкирского «музыкально-драматического общества». В 1917 году создаёт и руководит музыкальными курсами, продолжая исполнительскую деятельность. Завораживает виртуозной игрой на мандолине слушателей многих городов. Переехав в 1924 году в Казань, Исмагил Губай-дуллович участвует в постановке первых татарских опер. Позже при его непосредственном участии создаются оперные студии для талантливой молодёжи из числа татар и башкир при Московской консерватории. Много работает в Ташкенте, создав там научную музыкальную лабораторию. Проявив незаурядные организаторские способности, «поэт мандолины» не прекращает концертную деятельность. Не прерываются и его связи с родным городом, он ведёт переписку с краеведами, присылает в татаро-башкирскую библиотеку свои воспоминания и множество фотографий, на которых запечатлены моменты прошлого, лица тех людей, с кем музыканта связала судьба. Его брат Исхак, окончивший мужскую гимназию, уже в 1918 годуначинает свою сценическую деятельность в Троицком татарском театре. Уехав в 1922 году в Уфу вместе со своей женой, тоже актрисой, он пробует себя в режиссуре. Даже участвует со своим спектаклем в олимпиаде национальных театров в Москве в 1930 году. Какое-то время они с женой снова работают в Троицке. Потом он художественный руководитель в Свердловском татарском театре, режиссёр и руководитель Узбекского академического театра им. Хамзы, худрук Хорезмского узбекского музыкально-драматического театра. С 1948 года Исхак Губайдуллович Илялов начинает преподавать в Ташкентском театральном институте. Им поставлены спектакли «Голубая шаль» К. Тинчурина, «Фархад и Ширин», «Егор Булычев», «Гамлет» и другие. Троицкий татарский театр регулярно обновлял репертуар. Это позволяло в здании общественных собраний и других залах часто проводить «Восточные вечера», в программу которых включались спектакли. А разнообразный по творческому амплуа состав труппы позволял ставить и лучшие татарские пьесы, и произведения русских и зарубежных классиков. Некоторые источники свидетельствуют, что в театральных постановках участвовали И. Шагдалеев, X. Илялова, З.Л. Аитов, М. Миннулла и другие. Профессионализм троицких артистов был очень высок. Говорили, что он уступал лишь академическому театру в Казани. После революции 1917 года Троицкая труппа продолжала существовать. А когда в августе 1919 года театр самодеятельных артистов был преобразован в профессиональный, в отчетах о его деятельности сообщается, что он ставит по 5 спектаклей в месяц. Архивы свидетельствуют, что труппа работала и в годы Гражданской войны. Из отчета о работе уездного подотдела искусств от 16 мая 1921 года следует, что рабочие клубы и Народный дом «... обслуживаются в Троицке группами подотдела искусств:
«Любите ли вы театр?» — такой вопрос никогда не стоял перед теми, кто создавал татарский театр, отдавал ему душу и сердце. В разные годы на троицкой сцене нередко выступали актёры академического театра Казани, а троичане порой работали в Челябинске, Свердловске, ничуть не уступая в мастерстве тем, кто считался рангом повыше провинциальных актёров. Нелёгкая судьба выпала на долю одной такой провинциальной артистки из народа — Фаризы Шайдулловны Губайдуллиной. Ещё в начальной школе у неё проявились творческие и организаторские способности при подготовке концертов для родителей. А к 1919 году относится начало её службы в рядах Красной армии и одновременно начало сценической деятельности в войсках. Она была зачислена в списки прикомандированных к штабу 42-го запасного стрелкового полка и поставлена на все виды довольствия. С 4 августа 1921 года Фариза работала инструктором-организатором женотдела при уездном комитете РКП(б). Через год выходит на любительскую театральную сцену. И с той поры театр становится её домом до конца жизни. В 1927 году Фариза Шайдулловна работает в Троицке как профессиональная актриса. В 1934 её приглашают во вновь организованный татарский театр Новосибирска, по окончании совпартшколы она становится художественным руководителем татаро-казахского драмкружка в Магнитогорске, позже — актрисой Челябинского областного (колхозно-совхозного передвижного) татарского театра. За творческие успехи в 1940 году её наградили поездкой в Москву. В годы войны татарский театр был расформирован, но костяк коллектива, руководителем которого до 1977 года оставалась Фариза Губайдуллина, продолжал работать. Здесь сменилось не одно поколение самодеятельных артистов, обновлялся репертуар, но неизменным оставались талант и трудолюбие, знания татаро-башкирской драматургии и высокая театральная культура руководителя, которая запомнилась зрителям в ролях пробивных старушек, хитроватых свах. Успешно работали в коллективе знаменитые гармонисты М. Бабажанов, С. Исмагилов, С. Сера-зетдинов. На передовой линии этого культурного фронта долгие годы оставались И. Шарипов, X. Салимо-ва, Б. Гайнутдинов, Д. Атнагулов, X. Гаделыпина и многие другие энтузиасты сцены, дарившие людям не только свой талант, но и тепло своих сердец. Они доказали, что нет провинциальных театров, если есть большое искусство. |