Предисловие

Приезжающие в Троицк обязательно отмечают своеобразие города, воплощенное в большом количестве дореволюционных построек - жилых, административно-хозяйственных, культовых.

Расположение Троицкой крепости на юго-восточном порубежье России и киргиз-кайсацких степей, превращение Троицка в торговый центр, его этническое разноцветье отражалось в мно­гообразии религиозной жизни населения. «Подъезжая к Троицку, — писал один из путешествен­ников в XIX в. — города не видно, он расположился в низине, издали видны лишь купола много­численных храмов...»

Перед Октябрьской революцией в Троицке насчитывалось более двадцати культовых сооружений. Среди них - православные храмы, мечети, синагога. В архитектуре города, сформировавшейся к этому периоду в целостную и выразительную объемно-пространственную компози­цию, культовые здания играли ведущую роль. Эти сооружения представлены уникальными об­разцами в регионе Урала, а собор Святой Троицы выступает одним из лучших образцов культо­вых зданий России. В настоящее время в Троицке их осталось 11, однако уникальный облик архитектурной среды той поры сохранился до наших дней.

Главным храмом города был Свято-Троицкий собор. Первая церковь была посвящена Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице, то же название получила крепость, зало­женная оренбургским генерал-губернатором И. И. Неплюевым в день праздника Троицы 22 мая 1743 г. До середины XIX в. в городе было два храма: Троицкий собор и кладбищенская часовня. Расцвет церковного строительства пришелся на вторую половину XIX в.

По имеющимся на сегодняшний день данным, в городе в начале XX в. было 10 православных церквей: Свято-Троицкий собор, приписные к нему церкви великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая, церкви Михаила Архангела, благоверного князя Александра Невского, гимназическая мученика Петра, «Всех скорбящих Радость» при богадельне; монастырские церк­ви: Казанской иконы Божией Матери, «Живоносный Источник», Преображения Господня; 2 ча­совни: монастырская - иконы Божией Матери «Троеручица», Александро-Невская на Базарной площади.

На сегодняшний день из этого перечня сохранилось б зданий: Свято-Троицкий собор, Дмитриевская церковь, Никольская (ныне Ильинская), Александро-Невская, Преображенская, «Троеручица» (ныне магазин).

При Троицком филиале Челябинского государственного университета 30 апреля 2003 г. Высокопреосвященнейшим Иовом, митрополитом Челябинским и Златоустовским, был освящен храм великомученицы Екатерины, церковь и иконная лавка расположились в старинном торговом здании.

В июне 2004 г. началось строительство монастырской часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Первое упоминание о религиозной жизни Троицка встречаем П. И. Рычкова в 1755 г. В 1865 г. по указу правящего архиерея священники обязывались записывать наиболее значимые события приходской и светской жизни. Первым летописцем в Троицке стал соборный священник Г. Т. Аманацкий.

Различным сторонам городской и церковной жизни, убранству собора были посвящены публикации священника Н. Шмотина в «Оренбургских губернских ведомостях» в 1867 г. В 1875 г. в «Оренбургских епархиальных ведомостях» было опубликовано описание Троицкого собора и краткие исторические сведения, автором статьи был соборный священник В. Лавровский.

Существенный вклад в изучение истории Троицка внесла Оренбургская ученая архивная комиссия. Первыми исследованиями стали рефераты члена комиссии И. И. Архангельского. Источниковой базой для этих работ послужила летопись протоиерея Аманацкого, которая ныне утрачена. Кроме обзоров выходили статьи, описывающие историю отдельных церквей. Так, известный историк Оренбургской епархии Н. М. Чернавский в «Оренбургских епархиальных ведомостях» опубликовал подробное описание зарождения и существования женской обители в г. Троицке. История гимназической церкви описана в юбилейном издании, посвященном 25-летию Троицкой гимназии. Некоторая информация по истории церквей содержится в книге Е. Скобелкина и И. Шамсутдинова «Возвращаясь к прошлому» (1993 г.).

Предлагаемая вам, уважаемые читатели, книга — одна из первых работ, посвященных церковно-общественной жизни города, ее целью является обобщение всех собранных сведений по истории православных храмов Троицка. Сборник включает статьи историков, сотрудников архивов, краеведческого музея. Статьи различны по объему, как различна историческая жизнь храмов и имеющаяся информация. Одни статьи уступают другим связностью текста, живостью изложения, перегруженностью цитатами, это объясняется желанием авторов предоставить читателям максимальную возможность познакомиться с первоисточниками, ощутить «аромат» эпохи. Отрывочность материала диктует «протокольный» стиль отдельных статей. Авторы опираются не только на материалы прошлых лет, но и вводят в научный оборот ранее неиспользованные архивные документы. Временные границы предыдущих исследований расширены советским периодом. Авторы сборника обращаются к читателям за помощью пополнить собранные сведения  воспоминаниями горожан, различными документами, фотографиями. Особый интерес могут представить отклики потомков упоминаемых в сборнике троичан, в частности, священнослужите­лей, и их рассказы о своих родственниках.

Возможно, после прочтения книги возникнут вопросы. Надеемся, что совместными усилиями удастся ответить на некоторые ил них. Описание истории той или иной церкви предполагает общую схему: этапы строительства храмов, их архитектурные особенности, «профиль» церкви (кладбищенская, домовая или др.), жертвователи, памятные события, жизнь религиозной общины в годы Советской власти, закры­тие храма и восстановление богослужений, наиболее известные священники.

В сборнике неподробно раскрывается материал, являющийся общим для религиозной жизни любой церкви до революции: наличие при церкви церковно-приходской школы, церковно-приходское попечительство, преподавание священниками закона Божия в учебных заведениях, ос­вящение духовенством различных событий городской жизни, будь то празднование юбилеев школ, учреждений, открытие железной дороги и т. д.

Также единообразна в годы Советской власти для всех городских храмов процедура установ­ления новых отношений между государством и церковью. В тексте не перечисляются договоры религиозных общин с административным отделом горисполкома на аренду зданий, протоколы приходских собраний и пр. Все это выходит за рамки заявленной темы и предполагает продолжение поиска.

Материал взят из книги «Православные храмы Троицка».