Михайловская церковь |
|
|
Церковь Архистратига Божия Михаила располагалась на «площади гостиного двора» (ныне на этом месте - школа искусств). В 1859 г, троицкие купцы обратились в городскую думу с ходатайством о разрешении построить им в городе каменный гостиный двор взамен деревянных лавок, занимающих значительное место на базарной площади (располагались они беспорядочно и постоянно были пожароопасными). Вскоре троицкий купец Петр Михайлович Татаринов обратился к епископу Оренбургскому и Уральскому Митрофану с прошением разрешить ему выстроить в Троицке на торговой площади «собственным иждивением» каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами. Но, узнав, что место, выбранное им для церкви, предназначалось для торговых рядов, да и городская дума предпочитала возвести новый каменный храм на другом месте. Татаринов отступился и начал готовиться к постройке церкви на кладбище при монастырской общине. Храм Преображения Господня в Казанском монастыре был отстроен, но уже после смерти инициатора и первого жертвователя. В 1865 г., после согласования различных мнений и планов построек, благочинный Троицка протоиерей Аманацкий доносил епископу Варлааму и оренбургскому генерал Губернатору Н. А. Крыжановскому о желании православных жителей троицкого общества построить на собственный счет каменную церковь во имя Архистратига Божия Михаила на торговой площади близ гостиного двора. Храмостроителем был избран В. М. Пупышев (1). Церковь возводилась на средства Василия Михайловича и частные доброхотные пожертвования». Вот как описывает современник знаменательное событие закладки нового храма: «Июня 5 дня посетил город Троицк Его Императорское Высочество, Благоверный Государь, Великий Князь Владимир Александрович... Встречен духовенством в соборе. После краткого молебна прикладывался с земным поклоном к местным иконам: Спасителя и Божией Матери; после сего, предшествуемый духовенством до паперти, отправился на квартиру в дом Василия Михайловича Пупышсва, при колокольном трезвоне. 6-го числа Его Императорское Высочество присутствовал при закладке церкви во имя Архистратига Михаила в 11 часов утра». После речи, сказанной протоиереем Гавриилом Аманацким, было «приступлено к закладке храма, при чем Его Императорское Высочество своеручно клал монеты золотые и серебряные... в металлический ящик, который был опущен в углубление, заложенное своеручно Его Высочеством плитою каменною... По окончании закладки, протоиереем Аманацким прочитан акт на закладку храма, подписанный графом Перовским, генерал-адъютантом Крыжановским и генерал-майором Бобарыкиным, следующаго содержания: «Во Имя отца и Сына и Святаго Духа. Основася церковь сия в честь и память Архистратига Божия Михаила, с приделами: Св. Равноапостольнаго Князя Владимира и Святителя Василия Великаго, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Александра Николаевича, при святительстве преосвященнейшаго епископа Ореибургскаго и Уральскаго Митрофана, в присутствии Его Импсраторскаго Высочества Благовернаго Государя Великаго Князя Владимира Александровича, генерал-адъютанта графа Бориса Алексеевича Перовскаго, при генерал-адъютанте, генерал-губернаторе генерал-майоре Бобарыкине; в лето от сотворения мира: семь тысяч триста семьдесят шестое (7376), от Рождества же по плоти Бога Слова тысяча восемьсот шестьдесят осьмое (1868) месяца июня в шестым день» (2). В 1876 г. в храме началась приходская жизнь, до 1894 г. он был приписным к Троицкому собору. Церковь была пятиглавой, с колокольней, которая размещалась в передних куполах (3), Великолепной правильностью форм церковь представляла собой классический крестово-купольный храм. Купола венчались шатровым завершением с небольшими главками. В1883 г. на средства В. М. Пупышева (3,5 тыс. руб.) была заложена и в 1884 г. закончена вокруг храма ограда - узорчатая железная решетка на кирпичном фундаменте (4). В ограде находились надгробия. Перед северным входом в церковь в свое время был установлен бюст императору Александру II. Как и при каждой приходской церкви, в Михайловской с декабря 1895 г. имелось церковно-приходское попечительство, доходы которого составляли в основном пожертвования и тратились на устройство и содержание духовенства, храмов, часовен, школ, библиотек. Например, за 1896 г. было собрано 440 руб. 45 коп, из которых 29 руб. 40 коп. было израсходовано на постройку часовни в память священного коронования императорских величеств Николая Александровича и Александры Федоровны (5). Среди событий, вошедших в историю города и в целом Оренбургской губернии, в первую очередь отмечалось посещение храма наследником императорского престола Николаем Александровичем. 22 июля 1891 г. им была передана в дар храму «икона святителя и чудотворца Николая в 6 с четвертью вершков величины (прибл. 27,8 см (от авт.) в сребро-позлащенной ризе, весьма изящной работы... (наследник престола) соизволил наградить... священно и церковнослужителей Троицкого собора 150 руб. и певчих... 50 руб.» (6). В годы Советской власти, в период нестроений в РПЦ священство и прихожане Михайловской церкви были привержены обновленчеству. В информации горисполкома «О состоянии в г. Троицке учреждений религиозных культов на 25 сентября 1942 г.» значится, что «Михайловская церковь... по ходатайству трудящихся закрыта решением горисполкома и облсовета в 1936 г. Временно использована под хлебно-ссыпной пункт. В плане г. Троицка запроектирована для оборудования дома пионеров» (7). Однако в материалах Челябинского облисполкома о закрытии церквей есть множество постановлений общих собраний трудящихся, состоявшихся в феврале-мае 1940 г. и требующих закрытия Михайловской церкви (8). После Великой Отечественной войны помещение храма занимали магазинные склады. В августе 1966 г. исполком Троицкого горсовета на основании того, что «по генеральному плану города на земельном участке между улицами Климова, имени Летягина и С. Разина предусмотрена адрая не представляет исторической ценности и, учитывая согласие совета Троицкого городского общества охраны памятников истории и культуры о сносе его, и решает: 1) обязать горкомхоз... снести здание недействующей церкви в срок до 1.1.1967 г.» (9). После проведения подготовительных мероприятий к взрыву и обеспечению безопасности населения и зданий - на время взрыва выселяли людей из близрасположенных домов, оконные стекла заклеивали - 24 июня 1967 г. храм был взорван и окончательно разрушен. На опустошенном месте было сооружено типовое здание, где размещался горком КПСС, а с 1992 г. — детская школа искусств. Одним из первых священников Михайловской церкви был Михаил Иванович Менстров (1864 г. р.), прослуживший в ней с 1896 до 1912 г. О. Михаил был сыном троицкого купца, по окончании городской гимназии поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет, но, не закончив обучение, подал прошение о принятии его в духовное звание В 1886 г. он был определен на псалом-щическое место к Троицкому собору, вскоре был рукоположен в сан священника, позднее был направлен в Михайловскую церковь. В 1895 г. священник Менстров был избран депутатом от духовенства в собрание троицкой городской думы. С 18 апреля 1912г. он был утвержден настоятелем гимназической церкви (10, 11). В Михайловской церкви по штату было положено 2 священника и 2 псаломщика. После о. Михаила настоятелем церкви стал Александр Александрович Смирнов (1867 г. р.), сын священника, окончил полный курс богословских наук Оренбургской духовной семинарии. Священствовал в приходах Оренбургского и Челябинского уездов, был утвержден благочинным, неоднократно избирался депутатом на епархиальные съезды духовенства (12). После революции 1917 г., в частности в 1923 г., о. А Смирнов являлся одним из священников Казанского монастыря. В 1921 г. протоиерей Александр Смирнов был членом президиума Комитета помощи голодающим. В 20-х годах Троицк ненадолго стал обновленческим епархиальным центром, т. е. в Троицком соборе была кафедра епископа Челябинского и Троицкого. В это время протоиерей Александр был возведен в сан архиепископа. В марте 1925 г. по постановлению Сибирского Митрополитанского Церковного управления он был освобожден от управления Челябинской епархией, а в мае 1925 г был уволен на покой. До своего ареста 20 сентября 1937 г. архиепископ Александр проживал с семьей в Троицке на иждивении сына (13), посещал Михайловскую церковь. В 1937-1938 г. в СССР прошли массовые аресты духовенства и мирян, в августе-сентябре они прокатились по Троицку. Священство обвинялось в создании и участии в работе «контрреволюционной организации духовенства» по свержению Советской власти. По постановлению Тройки УНКВД по Челябинской области от 4 ноября 1937 г. архиепископ, как и другие священники, по ст. 58-2, 8, 10, 11 УК РСФСР был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Постановление о расстреле приведено в исполнение 16 ноября 1937 г. в г. Челябинске (14). 29 октября 1990 г. о. Александр был реабилитирован Прокуратурой Челябинской области. В 1926 г. священником Михайловской церкви стал протоиерей Феодор Михайлович Воробьев, 1881 пр., прибывший в Троицк из станицы Наследницкой в 1924 г. (15). Одним из последних священников (возможно, последним) Михайловской церкви был протоиерей Александр Александрович Скопин, родился в 1879 г. в с. Петровском Увельского района, сын священника. В 1930 году о. Александр служил в своем родном селе, у него было отобрано все имущество, и с 1933 года он три года отбывал исправительно-трудовые работы в лагерях г. Березники Пермской области. После освобождения священник служил в Михайловской церкви г. Троицка, проживая с семьей в церковной сторожке. 30 августа 1937 г. о. протоиерей был арестован, будучи обвинен как участник контрреволюционной повстанческой организации духовенства. По постановлению Тройки УНКВД по Челябинской области от 4 ноября 1937 г. был приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 16 ноября 1937 г. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. о. Александр был реабилитирован (16). Примечания
Е. Д. Королева Материал взят из книги «Православные храмы Троицка». |