Михайловская церковь

Церковь Архистратига Божия Михаила рас­полагалась на «площади гостиного двора» (ныне на этом месте - школа искусств). В 1859 г, троицкие купцы обратились в го­родскую думу с ходатайством о разрешении построить им в городе каменный гостиный двор взамен деревянных лавок, занимающих значительное место на базарной площади (рас­полагались они беспорядочно и постоянно были пожароопасными).

Вскоре троицкий купец Петр Михайлович Татаринов обратился к епископу Оренбургско­му и Уральскому Митрофану с прошением раз­решить ему выстроить в Троицке на торговой площади «собственным иждивением» камен­ный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами. Но, узнав, что место, выбран­ное им для церкви, предназначалось для тор­говых рядов, да и городская дума предпочита­ла возвести новый каменный храм на другом месте.

Михайловская церковь

Татаринов от­ступился и начал го­товиться к постройке церкви на кладбище при монастырской общине. Храм Преоб­ражения Господня в Казанском монастыре был отстроен, но уже после смерти иници­атора и первого жертвователя.

В 1865 г., после со­гласования различ­ных мнений и планов построек, благочинный Троицка протоиерей Аманацкий доносил епископу Варлааму и оренбургскому генерал Губернатору Н. А. Крыжановскому о желании православных жителей троицкого общества построить на собственный счет каменную цер­ковь во имя Архистратига Божия Михаила на торговой площади близ гостиного двора. Хра­мостроителем был избран В. М. Пупышев (1). Церковь возводилась на средства Василия Ми­хайловича и частные доброхотные пожертво­вания». Вот как описывает современник знаме­нательное событие закладки нового храма:

Михайловская церковь

«Июня 5 дня посетил город Троицк Его Им­ператорское Высочество, Благоверный Госу­дарь, Великий Князь Владимир Александрович... Встречен духовенством в соборе. После крат­кого молебна прикладывался с земным покло­ном к местным иконам: Спасителя и Божией Матери; после сего, предшествуемый духовен­ством до паперти, отправился на квартиру в дом Василия Михайловича Пупышсва, при ко­локольном трезвоне. 6-го числа Его Импера­торское Высочество присутствовал при заклад­ке церкви во имя Архистратига Михаила в 11 часов утра». После речи, сказанной протоие­реем Гавриилом Аманацким, было «приступлено к закладке храма, при чем Его Императорс­кое Высочество своеручно клал монеты золо­тые и серебряные... в металлический ящик, ко­торый был опущен в углубление, заложенное своеручно Его Высочеством плитою каменною... По окончании закладки, протоиереем Аманацким прочитан акт на закладку храма, подписанный графом Перовским, генерал-адъ­ютантом Крыжановским и генерал-майором Бобарыкиным, следующаго содержания:

«Во Имя отца и Сына и Святаго Духа. Основася церковь сия в честь и память Архистрати­га Божия Михаила, с приделами: Св. Равноапостольнаго Князя Владимира и Святителя Ва­силия Великаго, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Александра Николаевича, при святительстве преосвященнейшаго епископа Ореибургскаго и Уральскаго Митрофана, в присутствии Его Импсраторскаго Высочества Благовернаго Государя Великаго Князя Влади­мира Александровича, генерал-адъютанта гра­фа Бориса Алексеевича Перовскаго, при гене­рал-адъютанте, генерал-губернаторе генерал-майоре Бобарыкине; в лето от сотворения мира: семь тысяч триста семьдесят шестое (7376), от Рождества же по плоти Бога Слова тысяча восемьсот шестьдесят осьмое (1868) месяца июня в шестым день» (2).

В 1876 г. в храме началась приходская жизнь, до 1894 г. он был приписным к Троицкому со­бору.

Церковь была пятиглавой, с колокольней, которая размещалась в передних куполах (3), Великолепной правильностью форм церковь представляла собой классический крестово-купольный храм. Купола венчались шатровым завершением с небольшими главками.

В1883 г. на средства В. М. Пупышева (3,5 тыс. руб.) была заложена и в 1884 г. закончена вок­руг храма ограда - узорчатая железная решет­ка на кирпичном фундаменте (4). В ограде на­ходились надгробия. Перед северным входом в церковь в свое время был установлен бюст императору Александру II.

Михайловская церковь

Как и при каждой приходской церкви, в Михайловской с декабря 1895 г. имелось церковно-приходское попечительство, доходы которого составляли в основном пожертвования и тратились на устройство и содержание духовенства, храмов, часовен, школ, библиотек. Например, за 1896 г. было собрано 440 руб. 45 коп, из которых 29 руб. 40 коп. было израсхо­довано на постройку часовни в память священ­ного коронования императорских величеств Николая Александровича и Александры Федо­ровны (5).

Среди событий, вошедших в историю горо­да и в целом Оренбургской губернии, в пер­вую очередь отмечалось посещение храма на­следником императорского престола Никола­ем Александровичем. 22 июля 1891 г. им была передана в дар храму «икона святителя и чу­дотворца Николая в 6 с четвертью вершков величины (прибл. 27,8 см (от авт.) в сребро-позлащенной ризе, весьма изящной работы... (наследник престола) соизволил наградить... священно и церковнослужителей Троицкого собора 150 руб. и певчих... 50 руб.» (6).

В годы Советской власти, в период нестрое­ний в РПЦ священство и прихожане Михайлов­ской церкви были привержены обновленчеству.

В информации горисполкома «О состоянии в г. Троицке учреждений религиозных культов на 25 сентября 1942 г.» значится, что «Михай­ловская церковь... по ходатайству трудящихся закрыта решением горисполкома и облсовета в 1936 г. Временно использована под хлебно-ссыпной пункт. В плане г. Троицка запроекти­рована для оборудования дома пионеров» (7).

Однако в материалах Челябинского облис­полкома о закрытии церквей есть множество постановлений общих собраний трудящихся, состоявшихся в феврале-мае 1940 г. и требую­щих закрытия Михайловской церкви (8).

После Великой Отечественной войны поме­щение храма занимали магазинные склады. В августе 1966 г. исполком Троицкого горсовета на основании того, что «по генеральному пла­ну города на зе­мельном участке между    улицами Климова, имени Летягина и С. Разина предусмотрена адрая не представля­ет исторической ценности и, учитывая согла­сие совета Троицкого городского общества охраны памятников истории и культуры о сносе его, и решает: 1) обязать горкомхоз... сне­сти здание недействующей церкви в срок до 1.1.1967 г.» (9).

После проведения подготовительных ме­роприятий к взрыву и обеспечению безопас­ности населения и зданий - на время взрыва выселяли людей из близрасположенных домов, оконные стекла заклеивали - 24 июня 1967 г. храм был взорван и окончательно разрушен.

На опустошенном месте было сооружено ти­повое здание, где размещался горком КПСС, а с 1992 г. — детская школа искусств.

Одним из первых священников Михайловс­кой церкви был Михаил Иванович Менстров (1864 г. р.), прослуживший в ней с 1896 до 1912 г. О. Михаил был сыном троицкого купца, по окончании городской гимназии поступил в Ка­занский университет на историко-филологи­ческий факультет, но, не закончив обучение, подал прошение о принятии его в духовное звание В 1886 г. он был определен на псалом-щическое место к Троицкому собору, вскоре был рукоположен в сан священника, позднее был направлен в Михайловскую церковь.

В 1895 г. священник Менстров был избран депутатом от духовенства в собрание троиц­кой городской  думы. С 18 апреля 1912г. он был утвержден настоятелем гимназической церкви (10, 11).

Михайловская церковь

В  Михайловской церкви по штату было положено 2 священника и 2 псаломщика. После о. Михаила настоя­телем церкви стал Александр Александрович Смирнов (1867 г. р.), сын священника, окончил полный курс бого­словских наук Оренбургской духовной семи­нарии. Священствовал в приходах Оренбургс­кого и Челябинского уездов, был утвержден благочинным, неоднократно избирался депу­татом на епархиальные съезды духовенства (12). После революции 1917 г., в частности в 1923 г., о. А Смирнов являлся одним из священ­ников Казанского монастыря. В 1921 г. прото­иерей Александр Смирнов был членом прези­диума Комитета помощи голодающим. В 20-х годах Троицк ненадолго стал обнов­ленческим епархиальным центром, т. е. в Тро­ицком соборе была кафедра епископа Челя­бинского и Троицкого. В это время протоие­рей Александр был возведен в сан архиепис­копа. В марте 1925 г. по постановлению Сибир­ского Митрополитанского Церковного управ­ления он был освобожден от управления Челя­бинской епархией, а в мае 1925 г был уволен на покой. До своего ареста 20 сентября 1937 г. архиепископ Александр проживал с семьей в Троицке на иждивении сына (13), посещал Ми­хайловскую церковь.

В 1937-1938 г. в СССР прошли массовые аре­сты духовенства и мирян, в августе-сентябре они прокатились по Троицку. Священство обвиня­лось в создании и участии в работе «контррево­люционной организации духовенства» по свер­жению Советской власти. По постановлению Тройки УНКВД по Челябинской области от 4 ноября 1937 г.

архиепископ, как и другие свя­щенники, по ст. 58-2, 8, 10, 11 УК РСФСР был приговорен к высшей мере наказания - расстре­лу. Постановление о расстреле приведено в ис­полнение 16 ноября 1937 г. в г. Челябинске (14). 29 октября 1990 г. о. Александр был реабилити­рован Прокуратурой Челябинской области. В 1926 г. священником Михайловской цер­кви стал протоиерей Феодор Михайлович Во­робьев, 1881 пр., прибывший в Троицк из ста­ницы Наследницкой в 1924 г. (15).

Одним из последних священников (воз­можно, последним) Михайловской церкви был протоиерей Александр Александрович Скопин, родился в 1879 г. в с. Петровском Увельского района, сын священника. В 1930 году о. Александр служил в своем родном селе, у него было отобрано все имущество, и с 1933 года он три года отбывал исправи­тельно-трудовые работы в лагерях г. Берез­ники Пермской области. После освобожде­ния священник служил в Михайловской цер­кви г. Троицка, проживая с семьей в церков­ной сторожке. 30 августа 1937 г. о. протоие­рей был арестован, будучи обвинен как уча­стник контрреволюционной повстанческой организации духовенства. По постановле­нию Тройки УНКВД по Челябинской облас­ти от 4 ноября 1937 г. был приговорен к рас­стрелу, приговор приведен в исполнение 16 ноября 1937 г. В соответствии с Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 16 ян­варя 1989 г. о. Александр был реабилитиро­ван (16).

Примечания

  1. ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д 3140. Л. 125 об, 227, 284-287.
  2. Архангельский И.И. Материалы для истории горо­да Троицка. Т. VI. С. .11-32.
  3. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д 1491. Л.331 об.
  4. Архангельский И.И. Василий Михайлович Пунышев. С. 92.
  5. ГАОО. Ф. 173.0П.9.Д 1491 Л. 331 об.
  6. Там же. Оп. 3. Д 5262. Л. 67 об.
  7. АОА г. Троицка. Ф. 20. Оп 3. Д 87. Л. 32.
  8. ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д 4461. Л. 3.
  9. АОА г Троицка. Ф. 20. Оп. 2. Д 261. Л. 52.
  10. ГАОО.Ф. 173. Оп. 9. Д 1491.Л. 332 об.
  11. Там же. Д 1762. Л.58 об, 59 об.
  12. Там же. Л. 34 об.
  13. АОА Тр. р-на. Ф. 161. Оп. 3- Д 502. Л. 3, 7.
  14. Архип УФСБ России по Челябинской области. Д 19537. Т. 38. Л. 96 об., 175.
  15. АОА Тр. р-на. Ф. 161. Оп. 2.Д 230. Л. 39.
  16. Архин УФСБ России по Челябинской области. Д 19537. Т. 38. Л. 166, 205.

Е. Д. Королева

Материал взят из книги «Православные храмы Троицка».