Троицкие казаки

«Троицкие казаки, по станицам гуляли,
молодушек любили, подарочки дарили…»

— казачья песня

Особое место в культуре любого народа занимает музыка. Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки. Что за удивительная сила таится в ней? Древние греки верили, что человек, умеющий понимать и любить музыку, никогда не запятнает себя неблаговидным поступком. Многочисленные примеры дают нам убедиться, как велика роль музыки в нашей жизни. Музыка помогает человеку в самую трудную минуту: в бою, в труде или на отдыхе. Музыка – особая, основополагающая субстанция духовности любого, в том числе, и русского народа. Она не должна разрушаться, в ней должен идти постоянный накопительный процесс, который в последствии определит его внутреннее состояние.

Агрессивность, жестокость, равнодушие, с которыми сталкиваемся мы все чаще и чаще, – это результат разрушения духовного наследия нашего народа. От природных катаклизмов смещается ось Земли, а от исторических – нарушается чувственное и моральное равновесие, смещается ось духовных ценностей, нарушается связь времен и поколений. И это одна из самых страшных катастроф, которая может нам грозить. Культура – это тот уникальный мост, который соединяет все времена, все поколения и который является основой существования любого народа или цивилизации.

К сожалению, серьезные перемены в жизни России в последние десятилетия нанесли тяжелый урон истинной духовности народа и, в том числе, его музыкальной культуре. Разрушительное влияние на нравственность и сознание людей средств массовой информации сформировали у части россиян, особенно молодежи, равнодушное отношение к фольклору, народной музыке, песням, любым проявлениям истинно русского самосознания и русской души.

Со страниц печатных изданий, с экранов телевизоров постоянно звучат определения русского искусства, вроде: «совковое», «лубочное», «квасное».

С киноэкранов практически исчезли современные кинофильмы, прославляющие русского, национального героя, славные страницы отечественной истории, высокодуховные традиции русского, российского народа. Зато широким, мутным потоком льется прозападная «чернуха», «порнуха», пропагандирующие насилие, секс, наживу, усиливающие самые низменные, отвратительные человеческие инстинкты. Однако, в последние годы, настоящая народная культура все громче и громче заявляет о себе. Благодаря телевизионной передаче «Играй, гармонь» Геннадия Заволокина, все большую и большую популярность в народе завоевывают баян и гармошка, домра и балалайка. По всей России создаются самодеятельные фольклорные коллективы, формируются самобытные исполнительские школы, возрождается интерес к народным инструментам и народным вокальным традициям. Благодаря талантливым педагогам, исполнителям, все больше и больше детей и молодежи приобщается к народному искусству. В некоторых Российских регионах, таких как, Татария, Дагестан, Башкирия, народное искусство – это не экзотика, это сама жизнь.

Возникшее в последнее двадцатилетие бурное движение по возрождению казачества дало толчок разнообразному развитию казачьей культуры и искусства. Не обошел стороной этот процесс и наш, Уральский край.

Казачья культура – сплав фольклорных традиций разных народов: русских, украинцев, татар и других. Можно привести немало примеров влияния на духовный мир казачества поляков, турок, башкир.

Вся история заселения Урала на протяжении почти трех столетий являлась основой формирования пестрой, самобытной казачьей культуры уральских и оренбургских казаков. Наш Троицкий край являлся когда-то частью территории Оренбургского казачьего войска, которое отличалось от других казачьих войск определенными особенностями. Относясь к общей казачьей семье, оренбургские казаки всегда были не похожи на других.

Во-первых, Оренбургское казачье войско являлось одним из старейших в России и его культурные корни залегают в глубокой древности.

Во-вторых, Оренбургское казачье войско формировалось под прямым руководством властей, государства и многим оренбургским казакам был неведом дух «беглых, удалых разбойничков».

В-третьих, состав Оренбургского казачьего войска формировался за счет переселения на новые земли казаков, солдат, крестьян из различных губерний России.

В-четвертых, Оренбургское казачье войско располагалось в суровом, морозном Уральском краю, в сложных условиях ратной службы, постоянных военных стычек, гибели друзей и близких, тяжелого труда на грани жизни и смерти.

В-пятых, само войско и культура оренбургских казаков складывались под воздействием нравов и обычаев разных народов, разных национальностей.

Эти факторы формировали особый тип характера казаков, отчаянно-смелый, бесшабашно-веселый и, одновременно, цельный, верный долгу, глубоко ранимый, который и явился основой неповторимой казачьего фольклора и ярко выразился в самобытных казачьих обрядах и традициях, песнях, плясках.

В лихие годы забвения, казачьей культуре был нанесен непоправимый урон. Вместе с погибшими и репрессированными казаками канули в вечность многие музыкальные шедевры неповторимого народного творчества. Однако, в последние годы, благодаря немногим энтузиастам, оно вновь возрождается и на просторах России снова звучат лихие казачьи песни, грозные и задушевные, радуют глаз искрометные казачьи пляски.

Песни оренбургских казаков, как и казаков Дона, Кубани, Терека, можно разделить на песни исторические, военные, обрядовые, игровые и лирические. Все они отражают различные события из достаточно пестрой казачьей жизни: труд и войну, рождение и смерть, разлуку и встречу, любовь и измену, молодость и старость. Многие казачьи песни отражают важные исторические события края или станицы, поэтому бережно передаются из поколения в поколение, сохраняются на долгие годы. Однако, песни оренбургских казаков отличаются от песен других казачьих краев некоторой сдержанностью, серьезностью, глубиной, например, в отличие от песен казаков уральских, у оренбуржцев значительно реже встречаются песни «вольницы» о Степане Разине, зато встречаются песни о царе Александре 1, о сложных и трудных военных походах. Найти, сохранить и достоверно воспроизвести исторические казачьи песни – дело трудное, святое и благородное и удается это не всякому. Об одном хоровом коллективе, которому это несомненно удалось, пойдет речь в этом повествовании.