На гребне Троицкой Волны

В то время, когда перестройка только начала осваивать сознание советского обывателя, а страна только принялась постигать доселе невиданное явление «Гласность», вдали от Москвы - культурного, исторического и экономического центра Советов - в далеком провинциальном крае сформировался еще один культурный центр. Если быть точным в формулировках, это был рок-клуб, возникший в славном городе Троицке.

Никакой заметной рекламы, никакого кричащего «позиционирования» и раскрутки. Это было лишь «общество по интересам».

Троицкий рок-клуб был организован в мае 1987 года на базе ДК «Энергетик» Александром Наумовым, Виталием Родионовым и Аликом Башаровым, известными меломанами, поклонниками и знатоками рок-культуры. Трудно было тогда, в мае 87-го, назвать проект именно рок-клубом… Организаторы фан-центра, как это было бы правильней назвать, собирали жаждущих приобщиться к советскому року людей под сводами Дворца культуры. Раз в неделю заинтересованная молодежь собиралась для прослушивания и обсуждения творений западных рокеров, отечественных «Аквариума», «Наутилуса», «Машины времени», «Гр.Оба» и других более или менее известных светил советской музыки. Прослушивались и малоизвестные команды масштаба области и всего Союза, вход был бесплатным и открытым для всех. Стоит сказать, что Александр Наумов являл собой «ходячую энциклопедию» рока и андеграунд-культуры той эпохи. Он имел дома немереного объема фонотеку из катушечных записей, которой они с Аликом Башаровым и решили поделиться с молодежью, приобщить людей к прекрасному.

Шло время, и «просветительство» приносило свои плоды: число посетителей клуба росло неделя за неделей, как рос и интерес к собственному творчеству. Буквально через три месяца рок-фан-клуб «переформатировался». Зараженные духом времени 15-17-летние посетители на базе школьных ВИА начали формировать свои группы. Не успели оглянуться, как теперь полноценный Троицкий рок-клуб уже включал в себя четыре молодежных коллектива: «Ура!», «Тихий омут», «Осторожно, дети!», «ЦК». Почти бесконтрольное увеличение популяции рокеров за два последующих года привело к образованию чуть ли не тридцати молодежных групп, действовавших под эгидой клуба. Но беспощадное (кто поспорит?) время расставило точки над «и», отсеяв тех, чей музыкальный порыв имел природу минутной вспышки.

Творческим спутником троицких рок-групп на протяжении всей истории клуба был Алексей Горшков, сформировавший в 1988 коллектив «Тихий омут», восстановленный в 93-м под названием «Лунные человечки». Алексей работал в клубе бессменным звукорежиссером, деля все радости и невзгоды местных музыкантов. В 1988 году он был призван в ряды Советской армии и на два года был вынужден отойти от дел. Туда за ним последовал не один молодой деятель городской рок-культуры.

Клуб продолжал жить, даже несмотря на явное неприятие со стороны поборников официальной, партийной морали: рок казался чем-то вызывающим, неясным, партийцам не давало покоя атавистическое желание контролировать молодежь во всех проявлениях культуры. ДК раз за разом подвергались смотрам «серьезных дядек и тетек» их отдела культуры и горкома молодежи, ласково именуемых рокерами «отделами по борьбе с молодежью». Фан-клубное настоящее для музыкантов-активистов закончилось в 1987 году, чему причиной стало прослушивание одной из совсем уж «неугодных» песен «Гражданской Обороны». Творческую молодежь лишили помещения в ДК «Энергетик». Клуб потерял свое помещение, но приобрел цель. Поскольку в пос. ГРЭС не стало конкретной «опорной точки», репетиции музыкантов поселка вовсю шли на квартирах и в школе №23, а троичане играли в 10-й школе и в городском ДК.

Первые концерты Троицкой волны начались в 1988-м, одновременно с этим убежденные аппаратчики неоднократно вызывали комсомольцев «на ковер» за «асоциальные тексты песен». Горкомы комсомола и местные партийцы даже в перестроечные годы не могли внятно сказать: что «можно» и что «нельзя». Плоды гласности в регионах тоже являлись некими продуктами, получаемыми «сверху», из Центра. Реагирование на них выглядело весьма аморфным и вялотекущим процессом.

Свою лепту в дело неприязни рока порой вносили и «спортсмены» - гопники, по-нашему. Кого-то отлавливали на улице из-за длины волос, не соответствующим «пацанским» представлениям о нормальности, кто-то пострадал «за веру» – музыкальные пристрастия.

На фоне этого примечательно, что 5 августа 1988г. в городской газете «Вперед» под заголовком «Я слушаю рок» вышла знаковая статья, благодаря которой на рок-клуб обратила внимание широкая общественность. Этому предшествовало проведение в мае 1988г. в ГДК музыкального фестиваля, когда сцену заняли всего три местные команды: «Ура!», «Осторожно, дети!», и «ЦК». Сотрудники отдела культуры надолго запомнили «нелицеприятное шоу с лопатой», устроенное на сцене панк-группой «ЦК». На это аппаратчики кивали всякий раз, когда речь заходила о рок-мероприятиях…

А в 1989-м в ДК «Энергетик» состоялся первый региональный фестиваль с участием известных местных и областных коллективов, который длился четыре дня. «Скорая Помощь», «Детский мир» и «Резиновый дедушка» (Челябинск), «Пути» (Новосибирск), «Москва - Улан-Батор» (Троицк), «Флаг» и «Ева» (Екб), «Пао» и «ПК» (Кустанай) отожгли по полной! С тех пор, как отмечают очевидцы, концерты посещала на удивление самая разнообразная аудитория – от 15 до 55. По рассказам музыкантов, порой после выступления к рокерам подходил седовласый человек, жал руку и говорил: «Клево сыграли! Мне очень понравилось, спасибо!».

Имели место быть -и выезды на рок-фестивали в другие города области: Екатеринбург, Челябинск, Кустанай, Курган…

К началу 90-х концерты проводились в ГДК, но музыканты поселка ГРЭС продолжали играть и репетировать по квартирам… 1992-й ознаменовался перебазированием клуба в актовый зал Станкозавода, а в 1993-м вся студийная активность сосредоточилась в пристройке школы №6: там творили, записывались и репетировали. В 1994-м клуб продолжал свою деятельность в стенах ДК «Энергетик».

Стоит отдельно упомянуть 1993-й год. Это время было, может быть, по-разному оценено активистами Троицкой волны. С одной стороны, позитив состоял в том, что местным музыкантам из группы «Папа Карло и К°» и «Лунные Человечки» довелось засветиться на открытии челябинского Рок-Центра в ДК «Монолит». «ЛЧ» там вообще студия TV Sound предложила бесплатную съемку клипа, а «Папу Карло и К°» разгоряченные слушатели провожали аж до автобуса, не желая прощаться. В этом же году троичане «Папа Карло и К°» «зажгли» и на «Весне студенческой-93», проходившей в ЧГТУ. Бас-гитарист В. Ситников, гитарист Д. Гордеев и незаменимый барабанщик Д. Абдулвалеев уехали обучаться «по-настоящему» в Магнитогорском музучилище.

С друго стороны, было много негатива. Так, 7 ноября 1993г. ушел из жизни крестный отец и духовный лидер троицкого рока Александр Наумов. Сказать, что это была большая потеря для клуба, значило бы не сказать ничего. Мемориальный концерт было решено провести в апреле 1994-го. Но что-то стало неладно после смерти вдохновителя троицкого рок-движения: в 1995 году погиб в Чечне А. Дмитриенко, 19-летний басист и идеолог молодой группы "Москва - Улан-Батор", тремя годами раньше похоронившая своего ударника. После второго "Мемориала", где с группой "Тхе Цаппел" (позднее «Акула-Каракула») удачно реинкарнировался Дмитрий Берман (бывший гитарист "Ура!"), в январе 1996 года после тяжёлой болезни умер третий Александр – Александр Манохин, бывший басист почти всех проектов ГРЭСовских групп и добрый тусовщик. Ему был 21 год. После третьего "Мемориала" в апреле 1996-го клуб потерял двоих Лёх - Немана (лидера "Москвы - Улан-Батора") и Лёху Костикова (лидера местных "ЦК" и в последствии краснодарской "НЕТ"). Желание продолжать "Мемориалы" пропало навсегда.

1997-й год был полностью отдан под студийные работы.

В конце 90-х – начале 2000-х троицкий рок-клуб переживал некоторый творческий упадок. «То ли мы элементарно повзрослели, то ли время уже не то, чтобы мы видели какой-либо яркий объект для протеста…», - комментирует Алексей Горшков.

Немногие участники клуба обзавелись семьями, например, Михаил «Маклай» Никитин, Эдуард Зайцев и все тот же Горшков. Двое – Петр «Граф» Капля и Андрей Давыдов – ушли с головой в религию. Дмитрий Берман (Тимохин) несколько лет назад уехал за границу, чем уменьшил численный состав «Акулы-Каракулы»…

Костяк клуба и по сей день составляют музыканты-мультиинструменалисты, которые не могут сказать четко и определенно, в какой именно группе играют: один и тот же человек может быть гитаристом в одной, басистом в другой и перкуссионистом в третьей команде. Такой разброс умений и навыков отнюдь не повлиял на качество креатива игравших и ныне играющих в клубе коллективов.

Жесткие стили, металл и панк особо не прижились в Троицой волне, наверное, потому что сами музыканты уделяли и уделяют весьма много внимания тонкой мелодике песен. В исполняемых композициях нередко можно услышать нежный, душевный флейтовый аккомпанемент, необычные для привычного рока металлофоны, обилие ненапряженной, плавной, настраивающей на самосозерцание гитарной подложки… Стоит также отметить, сколько внимания авторы уделяют тексту, как носителю и выразителю личной философии. Слова не последнее место по важности и самоценности занимают в творчестве почти каждого музыкального коллектива Троицкой волны . Если музыку можно назвать средством общения, коммуникации со слушателем, то текст для троицких музыкантов это непосредственный субъект диалога с тем, кому адресована песня.

Изначально задуманное как некоммерческое объединение творческой молодежи Троицка искало общения с себе подобными, и за счет диалога находило «родственные души» и среди своих, и за пределами родного города. Основа клуба – 10-20 человек, которые писали основную массу текстов и музыки, – вовсе не ограничивали себя в общении исключительно в рамках «нашего» коммьюнити… и «люди к ним потянулись». Интересные личности нашли друг друга, чтобы, несмотря на бездумное им противодействие Системы, внести свою порцию ярких красок в дело развития рока и духовности.

Автор: Александр Панарин.

Александр Наумов

Александр Наумов

Дмитрий Берман

Дмитрий Берман

Алексей Горшков

Алексей Горшков

Николай «Маклай» Никитин

Николай «Маклай» Никитин