Всемирный курултай башкир |
|
|
Пробуждение национального самосознания башкирского населения Челябинской области после долгих лет государственного подавления и унификации этнических признаков народов бывшего СССР началось в конце 80-х годов. К этому времени уже было низведено до нуля преподавание родного языка во всех городских школах области, ликвидированы национальные школы и преподавание родного языка как предмета в местах компактного проживания башкир – Аргаяшском, Кунашакском районах, во всех башкирских селах Сосновского, Красноармейского, Каслинского, Чебаркульского районов и деревнях, в административном отношении входящих в состав горсоветов Миасса, Кыштыма, Карабаша, Озерска. Преподавание родного языка как факультатива сохранилось в Метелевской, Курмановской, Ибрагимовской, Бажикаевской, Куйсаринской школах Аргаяшского района, Буринской, Тахталымской Кунашакского района, Азналинской школе Сафакулевского района соседней Курганской области. Все названные территории до 17 января 1934 г. входили в состав БАССР, затем на этих землях постановлением Президиума ВЦИК был образован Аргаяшский башкирский национальный округ в составе вновь созданной Челябинской области. Округ был ликвидирован тем же постановлением Президиума ВЦИК 17 ноября 1934 г., а восточные территории бывшего Башкортостана в 1943 г. в связи с разукрупнением Челябинской области отошли в Курганскую область, — это Сафакулевский и Альменевский районы. До 1962 г. в Челябинской области готовились башкирские и татарские учительские кадры в Троицком педагогическом училище, которое в 1932 г. еще в бытность в составе БАССР было переведено из Сафакулево в Аргаяш, а в 1947 г. из Аргаяша в Троицк. Итак, к девяностым годам выросло уже несколько поколений башкир, воспитанных на национальном нигилизме и лжеинтернационализме. Уроженцы Челябинской области отчасти могли удовлетворять свои духовные запросы в Башкортостане. Дети аргаяшских, сафакулевских, миасских башкир, окончившие техникумы и институты гуманитарного направления в БАССР, оказались невостребованными у себя на малой родине и реализовали себя в Республике Башкортостан. На сегодняшний день в самом Челябинске нет ни одного коренного жителя-башкира, работающего в области национального образования и культуры после окончания вузов Башкортостана, а в сельские школы из направляемых ежегодно в вузы и техникумы РБ 20–30 абитуриентов возвращаются 2–3 выпускника. Явных и подспудных причин сказанного очень много, но главную я вижу в постепенной утрате башкирами области своего самосознания, национального менталитета, принадлежности к своему народу. К сожалению, за последнее десятилетие еще не удалось преодолеть, возможно, даже как-то задержать этот негативный процесс. Школьные библиотеки более 5 лет не снабжаются башкирскими учебниками на бюджетной основе. Согласно письму начальника ГУОиН В.В. Садырина от 7 августа 2001г., “родной язык в школах района изучается на добровольной основе”, и в 2001 г. предлагается “для закупки учебников использовать родительские, спонсорские средства, а также другие виды частичной оплаты учебников…” Единственный национальный профессиональный коллектив области – ансамбль татарской и башкирской песни “Родные напевы” Челябинской областной филармонии по разным причинам распался в середине 90-х годов, хотя в нем работали заслуженный артист РФ и Татарстана Махмут Шарафутдинов (руководитель), заслуженные артисты РБ Назифа Хабибуллина, Рашида Идрисова, Гафуан Фазуллин и другие. В очень сложных условиях лишь благодаря энтузиазму руководителей работают народные коллективы – ансамбль татарской и башкирской песни и танца “Айгуль” ДК “Мечел” (рук. заслуженный работник культуры РФ, поэт Р.Шагалеев), драмтеатр Аргаяшского ДК (заслуженный работник культуры РБ С.Султанова), коллектив художественной самодеятельности “Дуслык” ДК автомобилестроителей г.Миасса (рук. А.Б.Рахимов) и Дома башкирской культуры г.Магнитогорска (рук. З.Барлыбаева). С момента организации в октябре 1988 г. одного из первых национальных культурных центров в СССР (У.К.Сафиуллин – 1-й председатель, Р.Н.Шагалеев, Х.М.Юсупов, Р.Г.Сиразиева и др.) – Центра татарской и башкирской культуры, затем учреждения 5 января 1991г. самостоятельного Челябинского областного башкирского народного центра IV Курултай башкир, проходивший организованно и на большом подъеме 29 июня 2001г., показал рост самосознания башкирского населения области, которое уже нашло свое место на общественной жизни и готово вести равноправный диалог с властными структурами об адекватном и сбалансированном удовлетворении своих социальных нужд. Была принята масштабная программа действий. Основные выступления и резолюция курултая опубликованы в журнале “Ватандаш” (2001, №10), за что большое спасибо от челябинцев редакции родного нам журнала. Исполком IV Курултая избрал своим председателем Марата Камалова, который проявил себя отличным организатором и руководителем еще будучи до этого главой самого крупного в области Аргаяшского района. После областного Курултая были проведены два заседания Исполкома, причем 25 декабря 2001 г. состоялось расширенное заседание с приглашением председателей и членов исполкомов курултаев городов и районов. Если до этого перспективные на 10 лет планы возрождения и развития башкирского населения были приняты только в Кунашакском (1993) и Аргаяшском (1994) районах и эти планы касались лишь культурной и образовательной сфер, то областной Курултай поставил задачу разработать в каждом регионе (городе, районе), так и в области в целом “Программу возрождения и развития башкирского населения” с включением социально-экономического блока, согласовав ее, соответственно, на районном и областном уровнях, чтобы придать тем самым программе государственный статус. Основной задачей Исполком Курултая башкир на сегодня считает обучение своих руководителей на местах работе в контакте и вместе с государственными структурами и, в свою очередь, приобщению глав администраций и начальников комитетов и отделов к постоянному диалогу с исполкомами курултаев. |