Вехи трудного пути

  • Более 4000 лет назад было изобретено колесо. Колесо подтолкнуло создание дорог.
  • Русские землепроходцы с четырнадцатого века начали движение на восток континента.
  • К тринадцатому веку относят зачатки ямской службы.
  • К шестнадцатому веку начала складываться государева дорога. Она шла от Москвы через Ярославль, Вологду, затем реками на Великий Устюг, Соль-Вычегодскую, Соликамск, по притоку Камы на Чердынь и далее через Уральский хребет на Лозвинск и по реке Тавде в Тобольск.
  • В начале восемнадцатого века в России закладываются начала организации управления дорогами. Заведование дорогами в центре было возложено на камер-коллегию, а на местах - на губернаторов и воевод. В 1755 году была создана "Канцелярия от строения государственных дорог".
  • В 1736 году была заложена Челябинская крепость. Об этом доносил начальнику Оренбургской экспедиции Б.Н. Татищеву его помощник А.И. Тевкелев: "Вашему превосходительству покорно доношу: сего сентября, 2 дня на реке Миясе в урочище Челяби и Мияской крепости в тридцати верстах заложил город".
  • Расположение вновь созданных горнозаводских городов почти на одной линии на восток наводило на мысль, что здесь должна проходить дорога, дающая прямой выход из центральной России на восток, которая была построена позднее.
  • В восемнадцатом веке Южный Урал стал одним из крупнейших пунктов внешней торговли России с народами Казахстана и Средней Азии. Крупным торговым центром стал Троицк, основанный в 1743 году. Троицкая ярмарка имела всероссийское значение и стояла на третьем месте в стране.
  • Вся продукция южноуральских заводов до постройки Самаро-Златоустовской железной дороги (1869-1892 гг.) доставлялась в центральную часть России исключительно путем сплава по реке Белой и ее притокам.
  • В 90-е годы прошлого века возникла необходимость строить подъездные дороги к железнодорожным станциям, крупным населенным пунктам.
  • В канун первой мировой войны общая протяженность дорожной сети России, по которой осуществлялись перевозки гужевым транспортом, составляла 1450 километров, а шоссейных и мощеных дорог было всего 24,3 километра. За Уральским хребтом их почти не было. Автомобилей было около 16 тысяч.
  • В июле-августе 1919 года гражданская война на Урале была закончена. Жизненная необходимость заставляла заняться восстановлением автогужевых дорог. В июле-августе в Верхнеуральском уезде были организованы уездный ревком, отдел народного хозяйства, дорожно-строительный подотдел. 4 августа 1919 года был издан приказ N 1, который объявил: "Отдел народного хозяйства ввиду предстоящих неотложных дорожно-строительных работ предлагает... имеющим строительные материалы, как-то: доски, пластины и бревна, явиться в трехдневный срок для регистрации вышеназванных материалов".
  • Во второй половине 1923 года Челябинский, Златоустовский и Троицкий округа Уральской области, составляющие современную Челябинскую область, насчитывали примерно 25000 верст дорог, из которых щебеночного шоссе было только 17 верст, дорог, улучшенных гравием, - 1237 верст. Дорог с асфальтовым покрытием в то время не было.
  • Осенью в сеть областных дорог был включен Челябинский тракт от Свердловска до Троицка протяжением 332 версты.
  • 22 апреля 1924 года президиум Уральской областной плановой комиссии рекомендовал округам взимаемый попудный сбор с ввозимых грузов по железной дороге и водным путем расходовать преимущественно на улучшение подъездных дорог. На дорожные работы в местных бюджетах оставалось 0,7-0,8 процента.
  • В 1924 году были разработаны нормальные поперечные профили и образцы продольного профиля шоссейных и мощеных дорог государственного, стратегического и местного значения в метрических мерах. К началу первой пятилетки были сделаны первые попытки по приобретению опыта строительства асфальтобетонных и цементно-бетонных дорог. Были разработаны временное руководство по постройке, ремонту и содержанию грунтовых и гравийных дорог, временные инструкции по устройству щебеночных покрытий с поверхностной обработкой битумными и дегтевыми материалами и по устройству покрытий из асфальто- и дегтебетона.
  • 17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена и на ее базе созданы Свердловская, Челябинская и Обско-Иртышская области.
  • Постановлением N 1 оргкомитета Челябинской области и Челябинского горсовета от 29 января 1934 года было создано управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта "Облдортранс".
  • Еще перед выделением Челябинской области Уральский облплан отмечал, что дорожное хозяйство Урала - узкое место, тормозящее развитие народного хозяйства, решения семнадцатой партконференции о строительстве дорог не реализуются.
  • 28 октября 1935 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О передаче Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта в Народный Комиссариат Внутренних Дел Союза ССР".
  • На 28 октября 1936 г. в области с каменной одеждой было 63,8 километра дорог, улучшенных добавками - 487,8 километра и естественно-грунтовых - 1730,6 километра. В дорожных организациях облдортранса было 10 автомашин, 12 тракторов, 1 прицепной грейдер и 104 лошади. Специальных мастерских для ремонта механизмов и гаражей не было.
  • В 1936 году ЦИК и СНК приняли постановление "О трудовом участии сельского населения в строительстве и ремонте шоссейных и грунтовых дорог". Трудовое участие колхозников и единоличников должно было выражаться в непосредственном бесплатном личном труде в течение 6 дней в году, в бесплатном предоставлении на тот же срок дорожным органам живой тягловой силы и гужевых транспортных средств, инструмента, инвентаря. За уклонение от трудового участия в дорожных работах колхозники и единоличники привлекаются по распоряжению дорожных органов НКВД к уплате денежных взносов в двойном размере стоимости невыполненных ими работ.
  • В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 23 августа 1939 года Президиум Челябинского облисполкома постановлением от 16 ноября 1939 года образовал областное управление автомобильного транспорта.
  • 28 мая 1940 года Челябинский облисполком рассмотрел вопрос "О ходе дорожных работ" и отметил "совершенно неудовлетворительный" ход дорожных работ в области.
  • В 1941 году Росдорпроектом Главдорупра при СНК РСФСР были выпущены материалы "Комплексных дорожно-экономических изысканий Челябинской области". В них говорилось, что в области автотранспорт прекращает свою работу в зимнее время вследствие отсутствия борьбы со снежными заносами и весною во время распутицы и разлива рек. По эти причинам движение автотранспорта продолжается в среднем только 7 месяцев в году.
  • В феврале 1942 года дорожное хозяйство области возглавил Борис Романович Ерохин, бывший до этого главным инженером, проработавший в должности руководителя областного дорожного отдела до сентября 1947 года.
  • В сентябре 1947 года заведующим областным дорожным отделом был утвержден Александр Дмитриевич Сорокин.
  • В марте заведующим Челябинским облдоротделом был утвержден Николай Павлович Болотов.
  • В мае 1959 года дорожное хозяйство области возглавил Дмитрий Карпович Мрыхин.
  • В 1962 году начальником областного управления строительства и ремонта автомобильных дорог был утвержден Иван Трофимович Минеев.
  • В 1985 году его сменил Виктор Георгиевич Добрынин.
  • С 12 августа 1996 года начальником главного управления дорожного хозяйства Челябинской области назначен Радик Ваникович Ванунц.