Троицкое Сокровище

Приход Татар

Троицк расположен на перекрестке дорог, по которым из древнего Булгарского государства, а затем Казанского ханства, еще задолго до возникновения города пролегали пути послов, паломников и купцов в Среднюю Азию, Китай, Индию, Аравию.

После завоевания в 1552 г. Иваном Грозным Казанской крепости и распада Казанского ханства, многие жители покидали свои дома и уходили в леса, в Сибирь, за Уральские горы. Так постепенно казанские татары расселялись на территории Южного Урала. Оседали они и в Троицке.

По свидетельству известного историка Шигабуддина Марджани, в Троицке было много знаменитых среди российских мусульман ученых и богословов. Местное мусульманское духовенство играло большую роль в духовном и нравственном воспитании народа.

Дореволюционный Троицк был небольшим городом, но всё же в нем было образовано 7 мусульманских общин и построено 7 мечетей. К сожалению, в настоящее время из них остались только две. Об одной из самых загадочных и пойдет речь.

Выжившая святыня

Много лет все считали, что Шестую мечеть Троицка построили в 1912 г. Но в последние годы некоторые исследователи озвучивают 1896(7)год, как дату ее создания. И до сих пор в этом вопросе нет единого мнения. Расположена мечеть на ул. Ленина, 117 (ранее — Базарной, а потом им. Льва Толстого). Во дворе — одноэтажное здание медресе, а на углу — магазин. Ее звали в народе мечетью Гатауллы-муллы — по имени первого имама. В 1923 г. имамом стал Кадыр Расулев, прослуживший здесь 5 лет. Почувствовав политические изменения и отношение власти к религии, он добровольно отказался от сана имама и с семьей уехал в Казань.

С 1937 г. мечеть не действовала. В то время она была самой крупной мечетью Урала и Западной Сибири. Это уникальное культовое сооружение, играющее огромную роль в формировании панорамы города, в течение многих лет использовалось не по назначению. Там располагались различные организации, связанные с автомобильным транспортом. Здание находилось, к сожалению, в полуразрушенном состоянии.

Лишь спустя 70 лет, в сентябре 2009 г. в день великого праздника Ураза Байрам, открылись двери выжившей Святыни, и был совершен первый намаз! Но сколько работы предшествовало этому!

В 1977 г. челябинский облисполком признал мечеть Гатауллы-муллы «памятником архитектуры регионального значения». Однако только в феврале 2002 г. началась реставрация и восстановление. Ремонтные работы шли на средства областного бюджета, городской администрации, а также коллективов предприятий города, бескорыстной помощи троичан и их пожертвований. Только на благотворительность одного троицкого предпринимателя был полностью отреставрирован минарет. Уже были проведены масштабные внутренние строительные работы, а косметический ремонт спешили завершить к празднику Ураза. С раннего утра и до поздней ночи белили, красили, приводили мечеть в порядок не покладая рук ее служители и добровольцы. Но до сих пор из-за большого долга, в 220 тыс. р., не завершены внешние строительные работы. Необходимо срочно провести электричество и отопление. В декабре на Курбан Байрам на праздничном намазе многие замерзли в неотапливаемом помещении.

Уже лет 5 мечеть живет только на пожертвования, садаха, на милостыню прихожан. Городская администрация всегда доброжелательно относится к деятельности мечети, помогает решать организационные вопросы. Но вот финансовые...

Клад

Накануне священного месяца Рамадан, в августе 2009 г. в этой мечети был найден клад! Его обнаружил мусульманский паломник Фарид Файзуллин из города Пугачева (Саратовская обл.). Он пешком преодолел сотни километров, чтобы поклониться могиле Великого Шейха Зайнуллы Расулева, похороненного на троицком мусульманском кладбище. В мечеть он пришел помолиться и остался ненадолго, чтобы помочь строителям в реставрации. Очищая лестницу от мусора, Фарид случайно обнаружил за ней сверток.

— Я шел по лестнице и решил проверить, есть ли за ней мусор. Почувствовал, что там далеко под грязью что-то лежит. Когда достал, подумал, что старинные писания кто-то спрятал, чтоб власти не сожгли. Развернул, а там пачки царских денег! — рассказывает Фарид.

Кому именно мог принадлежать огромный, по меркам того времени, капитал, сегодня сказать невозможно. Кроме бумажных купюр в свертке не нашли ничего, что могло бы указать на владельца.

— Как мы предполагаем, — говорит имам-Хаттаб мечети Лут Ибрагимов, — это произошло в 30-е годы прошлого века, когда начались репрессии. Хозяин денег не пытался спрятать их основательно. Скорее всего, один из состоятельных верующих решил спрятать сбережения на несколько дней, переждать обыск и вернуться за деньгами. В небольшом проеме между стеной и лестницей, ведущей на минарет, явно заглядываться никто не будет. Кто это был — наверное, так и останется загадкой. Ясно одно — это не сбережения мечети. Подобной суммой могли располагать лишь купцы. Именно их в 30-е годы так активно и раскулачивала советская власть.

Судьбу находки решали в городской администрации, потом ее направили в Министерство культуры Челябинской области, откуда решение до сих пор не вынесено.

XXI век

Сегодня мечеть держится благодаря энергичным и небезразличным к ее судьбе гражданам. Служители святыни — это около 25 активных прихожан.

Как отмечает управляющий делами мечети Ильгизар Хасанов, сейчас стало ходить больше людей. Так, на Ураза Байрам собралось около 700 человек, а на Курбан — 450. И в обычные дни горожане не забывают мечеть: приходят провести обряды имянаречения, никаха, просят читать молитвы за тех, кто служит, за здоровье, за благополучие.

На общественных началах в мечети служат 14 человек, в основном пожилого возраста. Благодаря им двери этого «храма души» всегда открыты.

Каждый год в июне при мечети открывается детский лагерь, где малышей бесплатно кормят, обучают основам ислама и арабскому языку. Для более взрослых прихожан такие занятия ведутся в течение всего года по выходным. Среди них, как правило, пожилые женщины, а молодежь, к сожалению, не ходит.

Как говорит Ильгизар Адыгамович, раньше порядок всегда держался на государственном страхе и на внутренней вере. Дисциплина и внутренний стержень держались на родительском воспитании, на нравственных основах, заложенных в медресе. Отсюда — уважение и почитание старших, соблюдение традиций.

И сейчас идет духовное возрождение троицких мусульман. Люди снова стали тянуться к «храму души», к этой выжившей святыне. Она вместе с людьми перенесла все тяготы жизни, выстояла, и продолжает возвышать души верующих.

Амелия ПРЫТКОВА