Лебединая песня

И здесь коллективу оказал неоценимую помощь Борис Дядык, режиссер опытный, повидавший виды и успевший полюбить Троицкий хор. Именно он предложил коллективу подготовить театрализованное действие, концерт – спектакль, отражающий один из казачьих обрядов. Идея настолько увлекла руководителя хора Анатолия Ткачева и всех хористов, что работа закипела. Выбор остановился на казачьей свадьбе. Почти год руководитель хора и автор этого повествования путешествовали в города Челябинск, Оренбург, работали в архивах, музеях, читали различную литературу и просматривали горы видеофильмов. Обсуждение сценария будущего спектакля проводилась достаточно эмоционально и бурно, каждый участник пытался внести в ход действия что-либо свое. В результате были найдены великолепные записи историка, этнографа, одного из патриотов оренбургского казачества Александра Ивановича Кривощекова, где он очень подробно описывает свадебные обряды, проводимые в станицах Оренбургского казачьего войска – Еткульской, Магнитной, Звериноголовской.

Основу музыкальной темы будущей постановки предложила старейшая участница хора Галина Яковлевна Лисьева, в домашних архивах которой сохранилась старая пластинка с записью известного русского народного хора им.Пятницкого. Руководитель хора А.А.Ткачев при подготовке музыкальной темы перебрал более 80-ти различных свадебных песен казаков Дона, Урала, Сибири. Отдельные элементы постановки, как всегда, внесли участницы ансамблей «Забава» и «Перегода» из Оренбурга, которые в течение нескольких лет записывали в станицах Оренбургского края старинные казачьи песни и казачьи обряды.

И в результате, сценарий был готов и начался трудный период репетиций. Казачью свадьбу решили показать на юбилейных мероприятиях, посвященных 255-летию города Троицка, времени было немного, а работы – непочатый край.

Участники хора, как всегда в таких случаях, отнеслись к предложенной идее с огромным энтузиазмом и на репетициях выкладывались без остатка. Выматывающий темп, огромный объем работы, непривычный для певцов вид сценической деятельности, вносили в работу хора определенную нервозность. С некоторой иронией участники хора приняли присвоение каждому порядковых номеров, которое значительно ускоряло процесс репетиций, но на слух воспринималось, как сцены из жизни спортсменов или заключенных. Большое внимание при подготовке к празднику уделялось декорациям и костюмам. Аккомпаниатор хора, Михаил Иванович Казаков, специально для постановки, подготовил несколько оригинальных, виртуозных музыкальных тем.

Следует отметить постоянное внимание городских властей и отдела культуры, в лице их руководителей, к работе хора. С подачи Людмилы Яковлевны Бородиной все руководители города – Равиль Равкатович Абдрашитов, Виктор Александрович Щекотов, Михаил Иванович Синеок, оказывали и оказывают хору всемерную помощь и поддержку. Особенно ярко это проявилось в дни подготовки 255- летнего юбилея города. Такая поддержка не могла ни дать положительного результата, и он пришел.

Последний вклад в подготовку свадебной постановки внесла режиссер народного драматического театра Ольга Гавриловна Полуянова, которая своими опытными руками, казалась, отгладила все шероховатости будущего спектакля, и он получился наславу. Трудно в этой книге описать бурю эмоций, носившихся по залу городского дома культуры, от артистов к зрителю, от зрителей к артистам. Можно только отметить, что у присутствовавших на спектакле членов съемочной группы Челябинского телевидения во главе с Борисом Дядыком спектакль вызвал явное восхищение. А они много чего повидали на своем веку… Подготовка постановки потребовала от участников хора столько эмоций и сил, все работали так, как в последний раз и поэтому позднее некоторые говорили: «Повторить такое уже невозможно, это наша лебединая песня».

А жизнь тем временем продолжалась. Круговорот творческих событий в городе и области закрутил и Троицкий хор. Съемки на Челябинском телевидении, участие в областном фестивале духовной культуры на Урале в селе Долгодеревенском, в областном фестивале традиционной казачьей культуры в Н.Санарке, отчетный концерт хора, когда его руководители А.А.Ткачев и М.И.Казаков от имени главы города были награждены именными часами.

Наиболее яркое впечатление оставило у троичан участие в Дне города Троицка в Челябинске. Пение на лучшей сцене области, в Челябинском академическом оперном театре в составе лучших артистов нашего города, в присутствии многочисленной, заинтересованной публики, заставило казаков и казачек хора показать все, на что они были способны. До сих пор в памяти стоит великолепная сценарная композиция, написанная троичанином Игорем Ярцевым, рассказывающая об истории нашего города, о его прошлом и настоящем, заметный след в которых оставили и казаки.

В июле 2000 года троичан пригласили на международный фольклорно – этнографический фестиваль в музей – заповедник Аркаим. Тема фестиваля очень заинтересовала казачий хор – «Свадебные обряды разных народов». Аркаим, как всегда, встретил гостей ярким солнцем, пестрой толпой участников фестиваля, песнями и танцами представителей различных национальных объединений, живущих в нашем уральском краю. Без ложной скромности можно сказать, что казачья свадьба, показанная Троицким хором, была самой яркой, интересной и завоевала наивысшую оценку зрителей.

Следует заметить, что к тому времени в хоре накопилась достаточно богатая видеотека, и участники хора теперь могли просмотреть свои прежние выступления, увидеть свои ошибки и удачи, исправить неудачные моменты. Не была исключением и поездка в Аркаим, из которой троичане привезли прекрасный видеофильм.

Фрагменты театрализованной постановки «Казачья свадьба»

Фрагменты театрализованной постановки «Казачья свадьба»

Фрагменты театрализованной постановки «Казачья свадьба»

День города Троицка  на сцене Челябинского оперного театра

День города Троицка на сцене Челябинского оперного театра

На областном фестивале казачьего искусства

На областном фестивале казачьего искусства