Как это было

Давно замечено, что собраться и попеть всем вместе для людей – огромная радость. Не зря говорят: «В песне можно душу отвести». Песня способна совершенно преобразить человека, сделать его лучше, снять усталость, омолодить, песня способна сплотить совершенно незнакомых людей, со своими проблемами и привычками, непростыми характерами в единый, дружный коллектив.

Есть такое понятие – домашнее музицирование. Это тогда, когда человек поет или играет на простеньком музыкальном инструменте дома, для души, для родных или друзей. В этом случае он свободен, раскрепощен, не боится строгой критики маститых специалистов и поэтому получает от своего творчества огромное удовольствие. Если попробовать перенести это душевное состояние исполнителя на сцену, то возникнет эффект взаимной связи исполнителя и слушателя и те эмоции, которые переживает исполнитель во время концерта, неизбежно захватят и зрителя. Таким редким даром сливаться со зрителем в едином, эмоциональном настроении отличается самобытный коллектив – Троицкий казачий хор.

Этот коллектив иногда называют хором казачьей песни, но артисты хора считают себя казачьим коллективом. А между этими двумя понятиями огромная разница. Хор казачьей песни – это коллектив музыкантов, которые поют казачьи песни. А казачий хор не только собирает, переживает в себе и исполняет музыкальные темы, но и очень тщательно передает со сцены различные составляющие истинно казачьего духа: мельчайшие детали костюма, прически соответствующей эпохи, особенности языка различных казачьих войск России, особенности сценического движения и танца. В повседневной жизни хористы исповедуют во многом казачий образ жизни со своеобразными семейными и бытовыми традициями.

Троицкий казачий хор отличается от многих казачьих коллективов серьезным, бережным отношением к казачьей культуре, традициям и обычаям, что выражается в поразительной достоверности исполняемого произведения, как часто говорят в хоре, «дремучести».

Многие зрители отмечали удивительный эффект влияния этой «дремучести», когда на концерте после трудового дня они совершенно забывали о домашних заботах, семейных проблемах, целиком отдаваясь во власть несущегося со сцены мощного, завораживающего очарования казачьей песни, когда хочется сорваться с места в огневой пляске или нет сил сдержать подступивших слез.

Не случайно столько времени и сил отдают артисты хора скрупулезному отбору песен в свой репертуар. Как правило, хор исполняет только исторические или оригинальные казачьи песни, которые зритель раньше нигде услышать не мог. Никогда хор не исполняет песни в угоду временной конъюнктуре, предпочитая скоротечной популярности уважение и любовь истинных знатоков казачьей культуры. Зато, какое удовлетворение испытывают хористы, когда в каком-нибудь отдаленном селе, после концерта слышат от пожилой женщины идущие сквозь слезы слова благодарности: «Точно так когда-то пел мой дед».

Нельзя не сказать об эффекте сопричастности артистов и зрителей, когда и те и другие все вместе, свои. Такой эффект достигается своеобразным подбором артистов с учетом принципа достоверности: в хоре поют пожилые, зрелые и молодежь, мужчины и женщины, русские, украинцы, татары, башкиры, одним словом народ, объединенный одним общим признаком – казачьими корнями.

А началось все ровно 20 лет назад в далеком 1987 году. Тогда педагог школы искусств Анатолий Александрович Ткачев во время отпуска случайно увидел по телевизору выступление Копейского казачьего хора под руководством Анатолия Викторовича Глинкина. То ли взыграла у Толи казачья кровь (а А.А.Ткачев – потомственный казак из станицы Магнитной), то ли понравился ему бравый земляк (как оказалось, А.В.Глинкин – троичанин), но с этой поры и появилась у Анатолия Александровича идея организовать казачий хоровой коллектив в Троицке.

Своей идеей он поделился с заведующим городским отделом культуры Людмилой Яковлевной Бородиной и директором городского Дома культуры Марией Низамовной Гавриловой. Обе встретили предложение А.А.Ткачева на «ура» и закипела организационная работа, в результате которой 1 ноября 1987 года в стенах городского Дома культуры состоялась первая репетиция Троицкого казачьего хора. Первые участники хора были, в основном, работниками городского Дома культуры. Сегодня, 20 лет спустя с огромной благодарностью и признательностью, вспоминают троичане их имена: Анатолий Ткачев, Владимир Касимов, Игорь Семенов, Геннадий Булдаков, Павел Хрипко, Петр Кацапенко, Мария Гаврилова, Людмила Курочкина, Венера Хисамутдинова, Марина Кауль, Надежда Фаттыхова, Валентина Стельникова, Лидия и Людмила Жириковы, Елена Куплевацкая, Елена Истомина, Галина Кулагина, Клавдия Финаева, Светлана Рахотская, Ольга Белодурина, Светлана Лбова, Лидия Барышникова, Гуля Загфарова,Татьяна Калашникова. И хор запел!

Первый концерт хора состоялся в городском Доме культуры на торжественном вечере, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Участники этого концерта спустя многие годы, с огромным трудом вспомнили первую песню, исполненную хором на сцене – «Молодая, молода».

Репетиции продолжались, репертуар пополнялся новыми песнями, росло мастерство, приобретался опыт концертных выступлений и в мае 1988 года состоялся первый отчетный концерт хора, который открыл троичанам новый, самобытный, творческий коллектив – казачий хор.

В 1989 году, в Троицу, на празднике города, хор впервые попробовал свои силы не в зале, а среди зрителей, в городском парке. Этот концерт запомнился его участникам совместным выступлением с Людмилой Зыкиной, которой артисты хора очень понравились, и после концерта она не могла удержаться от комплиментов.

На этом концерте присутствовал и автор этой книги. До сих пор в памяти стоит удивительно теплый вечер, неповторимая обстановка праздника и звонкие, озорные, то щемящие, глубокие песни казачьего хора. Внимание автора этого повествования привлекли поразительно точные, продуманные костюмы хористов, которые гармонично сочетались с внешним обликом артистов и содержанием исполняемых песен, создавая неповторимые образы казака, воина - земледельца и его верной подруги - казачки. Белоснежно – синюю казачью форму и простые, но нарядные костюмы казачек, на фоне цветущей зелени, выгодно оттенял белый баян, и общее очарование от выступления коллектива дополняли яркие голоса, задорные частушки и свободная манера общения со зрителем.

Это выступление троичане приняли очень тепло, и с того самого дня, ни один праздник города не проходил без участия казачьего хора. Не прошло незаметным выступление и для автора этой книги. Именно тогда им и было принято решение вступить в славные ряды хористов и на целых 20 с лишним лет связать свою судьбу с этим интересным коллективом.

Наступили лихие, революционные 90-е годы, годы крутых перемен, светлых надежд, проб и ошибок. Был отменен страшный указ 1921 года о поголовном истреблении казачества, и уцелевшие потомки этого патриотического сословия воспрянули духом. На волне судьбоносных политических и социальных перемен огромная территория бывшего Оренбургского казачьего войска ожила и забурлила. Повсеместно стали возрождаться казачьи хутора, станицы, юрты, отделы и округа. На самом гребне этого романтического движения оказались и троичане – участники казачьего хора. Удивительным образом взлет популярности хора совпал с началом возрождения казачества, и это совпадение определило дальнейшую его судьбу.

На базе хора в городе Троицке был восстановлен 3-й военный отдел в форме своеобразной общественной организации и руководитель хора Анатолий Александрович Ткачев стал его атаманом.

Годы существования казачьего отдела характеризовались огромной энергией, активностью и энтузиазмом большинства его участников. Им приходилось буквально разрываться на несколько частей между казачьими Кругами, заседаниями Правления, репетициями, концертами, мероприятиями отдела. Совсем немного времени оставалось для семьи и работы. Времена были очень тяжелыми, большинство хористов перебивались на скудные педагогические ставки, а свободное время, которое можно было бы использовать для заработка, целиком отдавалось общественной работе по возрождению казачества.

Естественно, такое положение не могло продолжаться бесконечно долго, и вскоре участники хора вернулись в певческой деятельности.

За время работы по возрождению казачества хор приобрел множество друзей и установил интересные творческие связи. Общение с казаками других регионов, особенно Дона и Оренбуржья, добавили в творческую копилку коллектива много разнообразных музыкальных, вокальных и сценических красок. Это сумасшедшее, бурлящее время было полно новых людей, планов, идей.

Именно в эти годы хор пополнился интересными певцами, танцорами, носителями неповторимого казачьего духа, которые на много лет определили лицо коллектива. К ним прежде всего можно отнести Сергея Гаврюшкина, Виктора Еремина, Николая Бухтоярова, Михаила Казакова, Василия Микалуцкого, Владимира Макеева, Дмитрия Белого, Дмитрия Италмасова, Андрея Залазаева, Александра Безфамильного, Олега Середу, Александра Гурова, Дмитрия Баранова и автора этого повествования.

Женскую половину хора украсили Татьяна Гребенщикова, Валентина Воронкова, Галина Лисьева, Татьяна Тухватулина, Валентина Шумакова, Татьяна Макеева, Оксана Рамоданова, Наталья Черемисова, Татьяна Новокрещенова, Галина Баранова.

Творческий потенциал хора значительно вырос, расширились его возможности, значительно обновился репертуар, в котором наряду с песнями оренбургских казаков появились песни Урала, Дона, Кубани.

В это же время А.А.Ткачев организовал и детский казачий коллектив.

Значительно украсило музыкальную основу хора появление второго баяниста, одно из лучших музыкантов города, очень интересного человека, Михаила Казакова, включение духовых и шумовых инструментов. А задора, казачьего духа коллективу было не занимать!

Анатолий Ткачев – руководитель хора

Анатолий Ткачев – руководитель хора

Один из первых концертов хора

Один из первых концертов хора

Фрагменты возрождения Троицкого отдела ОКВ

Фрагменты возрождения Троицкого отдела ОКВ

Полны сил, готовы к активному творчеству!

Полны сил, готовы к активному творчеству!