О рок-музыке

Время не стоит на месте. Разваливаются империи, человеческая мысль рождает суперграндиозные открытия, наша цивилизация активно осваивает космос.

Вместе с изменениями времени меняется и человек. К сожалению, эти изменения не только позитивного характера.

Серьезные перемены в жизни России в последние годы выразились в распаде системы межчеловеческих отношений, в развале общественных структур, дегуманизации и криминализации общества, привели к идеологическому вакууму в духовной сфере.

Прежняя система воспитания, опиравшаяся на тоталитарный характер, в новых условиях не смогла противостоять мощному разрушительному воздействию СМИ, активно внедряющих в сознание молодых поколений новые ценности: силу, богатство, индивидуализм, секс.

Противоречивость вхождения России в контекст мировой культуры создала серьезные противоречия в сфере воспитания.

В этих условиях идет активный поиск путей, форм и направлений современного воспитания. Одним из приоритетных направлений воспитания является гуманистический подход, когда во главу угла ставится человек, а равноценным субъектом воспитания становится ребенок.

Исходя из гуманистического характера современного воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности, воспитание прежде всего должно опираться на потребности и способности детей, их интересы и запросы.

Этому условию в полной мере удовлетворяет эстетическое воспитание. Оно позволяет в широком смысле проводить формирование необходимых положительных качеств личности, опираясь на их способности и потребности.

В последние 50 лет в нашей стране стремительно вырос интерес к гитарной музыке. Классическая «русская» семиструнная гитара в последнее время сменилась на «шестиструнку» и с поразительным размахом завоевала сердца 3-4 поколений наших соотечественников.

Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Розенбаум, Ю.Ким и многие другие «барды» навечно поселились в сердцах поколений 50-60 годов, времени романтики, освоения целины, БАМа, времени ночных туристических костров, чистой любви и безграничной веры в светлое будущее.

В начале 70-х, на смену романтикам-бардам приходит рок-музыка, вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), пока еще в мелодичных джазовых, блюзовых или битовых гармониях.

И началось...

С тех пор прошло почти полвека. Сменяются поколения, но неизменной у большинства молодежи остается любовь к гитарной музыке.

К сожалению, официальное признание пришло к этому музыкальному направлению лишь после 90-х годов, после демократических реформ. Но, не смотря на признание и правительственные награды (группа «Машина времени»), определенная часть педагогов-воспитателей до сих пор относится к рок-музыке достаточно негативно, а уж укладывать ее в основу какой-либо воспитательной системы, они считают явной глупостью. А жаль...

Так случилось, что жизнь многих мальчишек 70-х была неразрывно связана с гитарой. Первые робкие попытки игры и пения, первая запись «Битлз», первые репетиции школьных ансамблей заронили в их душах любовь к этому жанру на всю жизнь.

Пройдя через комсомол, стройотряды, турпоходы, агитбригады, молодые того времени накрепко сдружились с гитарой.

Прошло более 30 лет с того дня, когда в нашем городе Троицке впервые запели «Коробейники», «Романтики», «Старшеклассники» и другие ВИА.

10 лет назад участники одного из этих коллективов - «Романтики» собрались на встречу. Солидные, пожилые, солист областной филармонии и офицер тогда еще Советской армии, директор районного Дома культуры и педагог, работник милиции и слесарь ЖЭК и многие - многие другие – всех их собрала из разных городов страны огромная Любовь, Любовь к Искусству, Музыке, Красоте.

А сколько слез было на глазах их жен и подруг? Ведь многих в жизни соединил этот ВИА, дал возможность пережить самое светлое и нежное чувство – первую любовь.

Идея преемственности поколений существовала всегда. Не секрет что при этом значительная часть ценностей изменяется с течением времени. Поэтому среди прочих есть, так называемая, проблема отцов и детей, которая, пожалуй, не нуждается в комментариях.

Современная молодежь не стала исключением в этом отношении, особенно, если принять во внимание тот факт, что именно в последние пятнадцать лет наша страна получила доступ к разнообразной информации, который тоталитарная власть сознательно перекрывала во избежание деморализации общества. Сегодня подростки, как никогда, подвержены влиянию СМИ. Отсюда чрезмерное стремление подчеркнуть свою «взрослость» посредством употребления спиртных напитков, сигарет, наркотиков, развязного образа жизни. Большую роль здесь играет свободное время, которое молодежь занимает всеми возможными, порой совершенно неприемлемыми, способами. Естественно, что это создает угрозу будущему. И такая проблема существует не только в нашей стране.

Главным выходом из этой ситуации является вопрос заполнения досуга. Каждый человек проявляет заинтересованность в каком-либо деле. Необходимо лишить подростков возможности толпиться на улицах с пивом и сигаретами, а найти для них полезную сферу применения. Найти такую сферу - задача непростая. Это может быть художественная самодеятельность, спорт, различные виды творчества. Впрочем, каждая из этих сфер в какой-то мере воспитывает в развивающемся человеке культуру. Художник не пойдет грабить киоски, музыкант - отбирать деньги у малышей, а поэт не станет заниматься рэкетом.

Музыка - наиболее доступный, сильнодействующий, напрямую связанный с эмоциями человека, вид искусства. Ей принадлежит ведущая роль в формировании вкуса, понимании законов красоты, гармонии, развитии высокой духовности. Восточный мыслитель Аль-Фараби писал: «Музыка полезна в том смысле, что умеряет нравы потерявших равновесие и делает совершенными несовершенных».

Рок-музыка - феномен, родившийся на Западе, - единственный музыкальный жанр, не потерявший свою популярность во время преобразований в духовной и социальной сферах нашей страны. Именно с учетом огромной популярности этого жанра в молодежной среде, его наиболее эффективного воздействия на эмоциональную сферу человека, возможно привлечь рок-музыку в процесс формирования общей культуры личности, процесс воспитания.

По результатам социологического опроса, в результате которого было опрошено около 150 школьников 9, 10, 11 классов нашего города, подростки мало знают о рок-музыке, хотя отношение к ней больше положительное.

В соответствии с этим, в этой книге делается попытка ознакомить читателя с историей развития гитарной музыки в мире, историей этого интересного музыкального направления в нашем городе, с момента его зарождения и до наших дней и показать разностороннее влияние рок(ВИА)-музыки на процесс формирования личности молодых горожан.

История гитарной музыки

Музыка – основа души любого народа. Много легенд сложили люди об этом прекрасном виде искусства. Вот одна из них:

«На священной горе Геликон живут дочери Зевса и богини памяти Мнемозины. Когда наступает ночь, они водят хороводы у жертвенника Зевсу. Красота их необыкновенна, но особенно славятся они пением. Пение их доставляет наслаждение и заставляет забыть всякое зло. Нередко их пение сопровождает на золотой кифаре сам Аполлон. И стоит только Аполлону и музам появиться там, где обитают боги, как смолкает шум кровавых битв бога Ареса, не сверкают молнии в руках Зевса, все забывают раздоры, мир и спокойствие воцарятся на Олимпе». Древние греки верили, что человек, умеющий понимать и любить музыку, никогда не запятнает себя неблаговидным поступком. Нам, современникам, многочисленные примеры дают возможность убедиться, как велика роль музыки в нашей жизни. Музыка помогает человеку в самую трудную минуту, в бою, труде или на отдыхе.

О воспитательной роли музыки хорошо писал И.Дунаевский «Какое счастье наслаждаться музыкой! Но не только в этом счастье! Наполняясь красотой искусства, я сам хочу быть лучше и хочу, чтобы все мои товарищи и друзья стали лучше и все мы жили и работали для этого «лучше». Наслаждение музыкой – не самоцель, а путь к внутреннему совершенствованию во имя улучшения жизни.

Несколько тысячелетий рядом с человеком гитара. У гитары, как и у любого человека, есть своя родина. Принято считать, что история гитары начинается на Древнем Востоке. Именно здесь археологи обнаружили останки музыкальных инструментов, которые могут служить прообразом современной гитары.

Древнейшая арийская цивилизация уже знала гитару, как четырехструнный инструмент. Отсюда и «кифара» древнегреческого бога Аполлона. Барельеф с гробницы царя Фив, относящийся к 3700 году до нашей эры, содержит в себе инструменты, напоминающие гитару.

Среди находок, обнаруженных в Вавилоне, наибольший интерес для исследователей истории гитары представляют глиняные таблички (1900-1800 гг. до н. э.), где изображены обнаженные фигуры, играющие на музыкальных инструментах, некоторые из которых бесспорно напоминают гитару.

Свидетельства о гитароподобных инструментах были найдены в Ассирии и Сузах (столица Персидской империи).

Скорее всего, Древний Восток, а не Греция и Рим, стал родиной гитары.

Европа впервые обзавелась своим «гитарным предком» в средние века. Первый струнный инструмент, имеющий европейское происхождение, датируется 3-м веком нашей эры.

Во время правления династии Каролингов во Франции и Германии существовал струнный инструмент прямоугольной формы. Гриф был такой же длины, как и корпус, и оканчивался 4 или 5 колками с соответствующим количеством струн. Этот инструмент просуществовал до 14-го века. В 15 веке названия китара и китарино (Италия), гитаре, гитерне (Франция), гитерне (Англия) закрепились за инструментом с округлым корпусом. Впоследствии было придумано множество разных форм гитары с различным количеством струн, но, очевидно, что наиболее значительным изменением, повлиявшим на судьбу гитары, было закрепление за ней шести струн. Это произошло в 18 веке в Италии. Именно тогда гитара приобрела привычную нам форму: в центре появилось отверстие, гриф немного удлинился, на нем расположились девятнадцать металлических ладов. Порожки приподнялись, корпус увеличился. Тонкие дисконтные струны делались из жил (после Второй мировой войны - из нейлона), толстые басовые - из металла, намотанного на шелк.

Центром гитарной культуры средневековой Европы стала Испания. На разновидности гитары играли Данте, Караваджо, Челлини, Леонардо да Винчи.

В это время по Европе путешествуют разновидности гитары: лютня, виуэла и количество струн на инструментах разное: три, четыре, пять.

Блестящий период гитары в Европе связан с именем отца Базилио – монаха католического ордена. Какими путями проникла гитара в сердце строгого, аскетичного монаха, до сих пор неведомо. Он добавил гитаре 2 струны, а потом убрал одну и на свет появилась классическая шестиструнная гитара.

Эти изменения родили целую плеяду знаменитых гитаристов, которые с успехом гастролировали по всей Европе, в том числе были и в России. Большинство гитаристов – виртуозов того времени были самоучками, любителями, однако гитарой всерьез интересовались и маститые профессионалы, композиторы: Люлли, Монтеверди, Диабелли, Россини, Вебер, Верди, Гуно, Массне.

Рассматривая многочисленные тенденции развития гитары в предыдущие века в ретроспективе, можно увидеть разнообразные пути и направления, которые в конечном счете привели к единому результату - появлению и утверждению в разных странах шестиструнной гитары с одиночными струнами. Пик популярности этой гитары пришелся на девятнадцатый век. Распространение шестиструнной гитары стало повсеместным не только в Европе, но и в Америке.

Изменение социальных условий вследствие индустриальной революции привело к накоплению знаний об этом инструменте. Развитие средств транспорта позволило гитаристам-исполнителям гастролировать значительно больше, чем могли позволить себе их коллеги в прежние века. Аудитория их возросла, количество слушателей виртуозов гитары резко увеличилось. Это была эра накопления мастерства владения гитарой, заложившая основы необыкновенной популярности этого инструмента в 20-ом веке.

В первой половине века возрождение интереса к гитаре связано с Веной. К этому времени Вена стала общепринятым центром музыки, куда со всей Европы стекались музыканты. Конечно же, среди них были и гитаристы. Многочисленные концерты дали импульс к принятию гитары в качестве серьезного музыкального инструмента.

Вероятно, одним из самых замечательных гитаристов того времени, обосновавшихся в Вене, был Симон Молитор (1766-1848). Его многочисленные композиции включали пьесы для гитары соло и в составе камерного оркестра. Это были трио для скрипки, флейты и гитары. Другой исполнитель, Леонард фон Колл (1769-1815), написал большое количество произведений, которые стали популярны как учебные упражнения. Итальянский композитор Мауро Джулиани (1780-1840) был одним из выдающихся исполнителей и создателей гитарной музыки в 19-ом веке.

А что в это время происходит в России?

Россия – страна очень древней культуры. С незапамятных времен славянские племена имели свои песенные традиции и свои музыкальные инструменты. Славяне играли на кифаре и лире, однако более широкое распространение на Руси получили гусли – разновидность кифары.

Летописи донесли до нас имя легендарного гусляра Бояна. Другие народные щипковые инструменты, домра и балалайка, появились значительно позже, где-то около 17 века.

До Петра 1 искусство и культура были всесословны, то есть одна и та же музыка исполнялась и в крестьянской избе и в царских хоромах, но со второй половины 18 века с Запада в Россию устремилась европейская культура, нотация и гармоническое многоголосие. Однако, инструментальная музыка в России долгое время не знала своего развития, церковная вокально-хоровая традиция и народный песенный склад не нуждались в инструментальном сопровождении.

С гитарой Россия познакомилась лишь во второй половине 18 столетия. На фоне торжественных од Державина, комедий Фонвизина, архитектурных шедевров Баженова и Казакова, российские гитаристы включились в выработку необходимого национального элемента гитарной культуры. Среди первых российский гитаристов И.Каменский, В.Львов, И.Гельд, И.Горностаев, Д.Тарновский, А.Гуровец, гитарой увлекались многие корифеи русской культуры: А.Пушкин, М.Лермонтов, Т.Шевченко, Л.Толстой, А.Блок, С.Есенин, художники П.Федотов, В.Перов, В.Суриков, К.Маковский, композиторы М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский.

Значительный вклад в процесс становления гитарной музыки в России внесли А.О.Сихра, М.Т.Высотский, А.А.Григорьев, И.Т.Соколов – руководитель знаменитого цыганского хора.

Навсегда останутся в истории России особый аромат романтического века, цыганки Таня, Стеша, романс «Две гитары»:

«Поговори же ты со мной,
Гитара семиструнная,
Душа моя полна тоской,
А ночь такая лунная...»

Однако с конца Х!Х века намечается некоторое ослабление интереса к гитарной музыке в России и начавшееся вскоре возрождение прерывается событиями социального характера.

После Октябрьской революции гитара была отнесена к инструменту мещанского быта, не «классово-пролетарского», и изгнана на задворки советской культуры.

Но гитаристы-энтузиасты того времени бережно несли в народ гитарную музыку. К ним прежде всего относятся: П.И.Исаков, В.М.Юрьев, М.Ф.Иванов, В.С.Сазонов, П.С.Агафошин, А.М.Иванов-Крамской.

В начале 50-х годов ХХ века начался стремительный взлет популярности гитары во всем мире.

Нежная, целомудренная семиструнная гитара, незаменимый спутник задушевного русского и цыганского романса, постепенно уступила место резкой, уверенной гитаре шестиструнной. И в Россию вместе с джазовыми, блюзовыми гармониями стремительно ворвалась шестиструнная рок-музыка.

Что же это за явление - рок-музыка?

  • Во-первых – это очень сложная, многомерная конструкция, синтез музыки, поэзии, танца, пантомимы, театра, видео.
  • Во-вторых – это очень серьезная социальная форма существования целых поколений молодежи, средство общения, образ жизни, иногда даже целое «рок-движение» или «рок-оппозиция».
  • В-третьих – это вечно изменяющаяся, динамичная структура, которая принимает разные формы и развивается в разных странах по-разному.
  • В-четвертых – в основе рок-музыки пьянящее чувство свободы, (долой предков!), дикие танцы и беспечное упоение собственной молодостью.
  • В-пятых – 100% подлинность явления, которое отражает реальную действительность, нравится это кому-либо или нет, от которого не отмахнешься и которое не запретишь.
  • Рок-музыка - явление чрезвычайно молодое, которое, однако, за недолгую историю своего существования побило все рекорды популярности.

Лидирующий инструмент рока, несомненно, гитара. Именно она из всех прочих музыкальных инструментов выбилась в лидеры в конце 20 века. Популярность гитары теперь повсеместна, редко встретишь семью, где не было бы хотя бы самой завалящей «шестиструнки». Вечеринка, поход, банкет, тусовка - любое из этих сборищ потускнеет без гитары и всеобщего любимца, который бренчит на ней.

Современная рок-гитара, при всем своем сходстве с предками, все же совсем другая. Главное отличие в ней - звук. Мощный, яркий, резкий - такой, который разбудит самого последнего пьянчугу в баре и поднимет на ноги самого ленивого и сонного в зале. На «старушку» надели стальные струны, и она тут же помолодела и похорошела, великолепно вписавшись в джаз-бэнд. До настоящего прорыва осталось совсем немного - всего лишь подключить к гитаре электричество... Что и было сделано в конце 20-ых годов компанией «Gibson» - именно они догадались поставить на акустику звукосниматель. Но фантазия «Gibson» на этом не останавливается - именно эта компания после Второй мировой войны предложила уставшему и растерянному миру первую настоящую электрогитару.

Это была настоящая революция. Раньше гитара играла для единиц, теперь стала завоевывать огромные залы и тысячи зрителей. Мощность ее звука превзошла все мыслимые пределы, нота держалась теперь гораздо дольше, прочность устояла перед самыми изощренными «пытками» исполнителей. Ну и, кроме того, изготовление этой гитары можно было поставить на поток.

Среди гитаристов самыми известными стали Джимми Хендрикс, Джон Маклафлин, Ричи Блэкмор, Дэвид Гилмор, Ингви Мальмстин, Карлос Сантана, Эрик Клэптон, Джеймс Браун.

А советский рок начинался со «стиляг».

«Стиляги» – скандально – шумная молодежная прослойка 50-х годов, первые фанатики экзотической музыки, которые одевались «стильно» и танцевали в «стиле».

В основе музыкального стиля того времени – танго, линда, фокстрот, джазовая музыка, кумиры – Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Каунт Бейси.

Стиляги стали первой попыткой создания молодежной субкультуры, стайкой диковинных обезьян и попугаев, пожелавших отделиться от серого мира казенной обыденности.

После Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году стиляги разделились на 2 группы, в музыкальной основе одной из них оказался рок-к-ролл Билла Хейли. Позднее к нему присоединилась музыка Пола Анка, Пэта Буна и Элвиса Пресли.

Однако музыка волшебного Робертино Лоретти, полет Юрия Гагарина и кубинская революция занимали умы большинства советской молодежи, а декадекс и опозиционерство было не в моде. Герой того времени был деловит, жизнерадостен, романтичен, полон жажды знаний и дела, мечтал принести пользу обществу. Стиляги ушли в тень, стали спекулянтами, фарцовщиками, валютчиками, многие кумиры «Бродвея» исчезли, и лишь небольшая их часть стала известными музыкантами, поэтами, писателями.

Самая первая советская рок- группа появилась в Риге в 1961 году и называлась «Ревенджерс». Группа играла на школьных вечерах в основном блюзы и рок-к-ролл.

В России рок-музыка пока ограничивалась прослушиванием «Тутти-фрутти» Литл Ричарда, но в 1963 году в стране услышали «Битлз» и всем стало понятно: началась новая эпоха.

Роль «Битлз» в зарождении советского рока невозможно переоценить: она была главной и решающей. К этому выводу присоединятся голоса миллионов. Почему эта музыка произвела на молодых того времени такое шоковое впечатление, неизвестно. Но, без сомнения, это было божественно. В литературе встречается интересное толкование феномена «Битлз». Может быть, в этом дело?

Рок-к-ролл слишком экзотичен для нас. Жесткий ритм, быстрый темп, гиперсексуальный голос – идеально для новых танцев, но это не «наше», а эти рок-к-рольные крикуны не «свои ребята».

Счастливые, натуральные голоса «Битлз», свежие, юные лица, сливающиеся в гармоничном ансамбле, оказались «своими», которых так ждало наше новое поколение. А главное, у «Битлз» были изумительные мелодии, совершенно необходимые для русского уха. Именно поэтому гиганта «Роллинг Стоунз» в России мало кто ценил, а вот малоприметные «Смоки» возводились в ранг суперзвезд.

Радость, ритм, красота, молодой задор, одним словом,- Любовь, которую нельзя купить – вот что обеспечило «Битлз» успех в России.

Массы детей отдалились от привычной, официальной музыки и отдались во власть нездешних «электрических» ритмов.

И русский рок – пошел!

Первая русская рок-группа образовалась в Москве в 1965 году и называлась «Братья», вторая – «Соколы», третья – «Славяне» во главе с А.Градским.

В Ленинграде первыми были «Странники», «Лесные братья», затем «Авангард».

Все группы играли только на танцах, в школах, институтах, кафе, общежитиях. Вся аппаратура была самодельная.

Все группы того времени назывались «бит-группы», так как в музыкальной своей основе исполняли подражание «Битлз».

Дополняли образ прически, костюмы, даже леворукость Пола Макартни. Записей настоящих «Битлз» тогда не было и такое копирование очень ценилось, так как компенсировало музыкальный голод публики.

Все концерты и фестивали базировались на энтузиазме и частной инициативе участников и финансово обеспечивались продажей билетов.

Вся бит-сцена существовала абсолютно вне связи с официальной культурой и общественной жизнью. Мягким бампером тогда служил твист, отношение к которому со стороны официальных властей было снисходительным.

Кумир тех лет Чабби Чеккер дал этому жанру толчок и у нас появились свои «твистеры»: М.Магомаев, Э.Пьеха, появились даже фильмы с твистовыми музыкальными темами: «Кавказская пленница», «Человек-амфибия». Кстати, твист снова вернулся в Россию в середине 80-х годов в образе групп «Браво», «Ва-Банк», «Мистер Твистер».

Однако, твист не смог завоевать широкую популярность, молодежи -не хватало электрогитар, жесткого «электрического звука», ударных.

С 1966 года на профессиональную сцену вышли первые официальные бит-группы: «Веселые ребята», «Синяя птица» в Москве и «Поющие гитары» в Ленинграде.

В связи с этим бит-коллективы получили официальное наименование – «вокально-инструментальные ансамбли» (ВИА) и рок- музыка постепенно стала распространяться на провинцию, в том числе, она пришла и на Урал, в наш провинциальный городок.

В начале в 70-х – города страны захлестнула форменная эпидемия рока. Такого не было ни до, ни после. Сотни дворовых и школьных групп, тысячи гитар, сотни тысяч неистовых поклонников и поклонниц. Натуральный бум, стихийное бедствие. До определенного времени весь этот процесс носил положительный, социальный характер.

Интервенция в Чехословакии, начало «застоя» – годов лицемерия и бездарности вызвали резкий протест определенной части молодежи, который сформировался в недрах рок-движения в новую идеологическую платформу – «хиппизм».

Хиппизм – яркое проявление протеста во всем: в одежде, языке, в манерах, в общении, в музыке. Именно тогда появились первые, достаточно массовые, асоциальные проявления в среде молодежи: алкоголизм, наркомания, свободная, часто коллективная, любовь.

К счастью, в социальном отношении наши хиппи были пассивны, немногочисленны и их движение не нанесло ощутимого вреда обществу.

В это время, на смену «Битл» пришли группы жесткого стиля «хард-рок»: «Дип Пепл», «Пинк Флойд», «Лед Зепелин», «Сантана». Примерно в это же время в советской рок-музыке появляются отряды «группи» – девушек - фанаток.

Большинство советских рок-групп того времени стремилось петь по-английски и подражать манере лучших западных групп.

На этом фоне выгодно стали выделяться группы, поющие на русском языке: «Машина времени» с ее бард-роком, лиричная, музыкальная группа «Цветы», группы, в основе которых были заложены национальные мотивы -«Песняры», «Ариэль». Первый официальный фестиваль рок-музыки в 1978 году определил лучшую группу страны – «Машину времени»

В это время в нашу страну на гастроли прибыло несколько интересных американских кантри и джаз коллективов: Б.Б.Кинг, Клиф Ричард, «Бони М», Элтон Джон.

В 1980 году состоялся всесоюзный фестиваль рок-музыки «Тбилиси –80», с самым широким представительством. Первой снова стала группа «Машина времени», опередив «Цветы», «Песняров» и «Ариэль».

Фестиваль дал толчок новому направлению в рок-музыке и в некоторых театрах страны с феноменальным успехом пошли рок-оперы «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Емельян Пугачев».

Рок вышел на массовую сцену, стал любимой музыкой миллионов, стал нормой, примерно так же, как в любой европейской стране. Однако, вместе с этим, на сцену вышла эстетика «уличного уровня» с описанием мечтаний, откровений и сцен аморального содержания. Советская рок-музыка стала более пестрой, причем отдельные ее направления понесли неэстетичный, явно негативный заряд.

Наиболее популярные музыканты стали объединяться в рок-клубы, во главе которых стояли чиновники от культуры, что позволяло, с одной стороны, музыкантам более или менее эффективно себя реализовать, а властям – влиять на развитие этого музыкального жанра. Первый рок-клуб был создан в Ленинграде в 1981 году.

Среди групп «новой волны» 80-х наибольшую популярность приобрели «Аквариум» с Борисом Гребенщиковым, «Кино» с Виктором Цоем, «Карнавал» с Александром Барыкиным, «Динамик» с Владимиром Кузьминым, «Браво» с Евгением Хавтаном и Жанной Агузаровой.

В это время, как-то незаметно угас интерес советской публики к западной музыке, а с организацией в стране системы качественной записи советских рок-групп, он переместился в сторону танцевальных гармоний. Началась эпоха «диско», массовых дискотек и групп, исполняющих танцевальную музыку с использованием новейших электронных технологий, синтезаторов, реверберов.

Официальные власти же, не смотря на в общем-то положительный процесс в рок-музыке (рокеры поют по-русски и публике это нравится) затеяли с ней войну на основании отсутствия у большинства рок-музыкантов специального музыкального образования. Эта война выразилась в создании по всей стране специальных аттестационных комиссий, которые имели право запретить концертную деятельность отдельным рок-коллективам. Естественно, рок ушел в подполье, но не надолго.

Прошедшие в 1984, 1985 годах рок-фестивали открыли новые имена и новые направления в рок-музыке: антивоенные композиции «Кино», разножанровую музыку «Джунглей», громкие слова и страстные призывы в стиле В.Высотского «ДДТ» с Юрием Шевчуком, видеостиль «Алисы» с Костей Кинчевым.

Если в начале 80-х самым модным словом у молодежи был «кайф» – удовольствие, затем «облом», то после 1985 года – «тусовка» – суета, деятельность.

На этой волне в стране появились несколько новых заметных групп с разноплановой манерой исполнения, например, «Бригада С» с И.Сукачевым с бандитской физиономией и «хамским» обликом развязного и агрессивного буги-шоумена, «Ария» с ее железными атрибутами стиля – цепями, крестами, браслетами, «Наутилус Помпилиус» с саркатическими текстами Славы Бутусова.

Произошедшие перемены приподняли уже заржавевший «железный занавес» и начался оживленный культурный обмен наших и зарубежных рок-музыкантов. На Западе даже вышел первый диск советских рок-групп «Красная волна». В конце 80-х произошли и дальнейшие позитивные перемены в жизни рок-тусовки: были сняты последние запреты на жанр, отменена всякая цензура, «невыездной статус», бесплатные концерты. Рок перешел на рыночную основу и постепенно включился в международную рок-тусовку.

Однако, воздух свободы оказался для рока тяжелым испытанием:

  • Во-первых, против рокеров ополчились экстремистские, хулиганствующие группировки, вроде «скинхедов».
  • Во-вторых, публика стала уставать от рока и концерты рок-музыкантов перестали собирать полные залы.
  • В-третьих, коммерческое содержание стало угнетать развитие жанра.
  • В-четвертых, массовая привычка петь под фонограмму ослабило у музыкантов творческое начало. Случился парадокс – в обстановке свободы рок-музыка потеряла свою основу, свою привлекательность - протестную окраску.

Очевидно, здесь можно подвести некоторые итоги.

В настоящее время рок-музыка - откровенно коммерческое предприятие, делающее деньги. В социальном смысле произошло расслоение рок-тусовки, где часть музыкантов обслуживает «элиту» общества, часть работает на «братков», часть удовлетворяет вкусам тинейджеров, а часть представляет собой остатки, когда- то мощной «протестной волны» и участвует в экстремистских вылазках различных хулиганствующих группировок.

В музыкальном смысле спектр рок-групп очень разнообразен и удовлетворяет вкусам самых различных слоев общества.

Рок был, когда-то религией, а всякая религия – это концепция спасения, а пришло ли это спасение?

Рок был не только музыкой, кайфом, праздником, - он был куском свободы и оружием сопротивления тупости, лжи, духовному и интеллектуальному насилию. А теперь?

Рок был опасен, рок не продавался, рок был духовно заряжен. И то, к чему призывал рок, случилось. Но что-то грустит армия победителей. Теперь есть все: рубли, доллары, диски, клипы, толпы орущих фанатов, почет и признание. Но чего-то не хватает! Возможно, настоящего дела, приключения!

«Мой ледокол не привык к воде тропических морей»...- так пели рок-музыканты когда-то.

Их прошлое – это наше будущее. Завтрашняя музыка будет музыкой свободных людей, а в мире всегда найдется то, с чем нужно будет бороться.

И сегодня не все молодые садятся за компьютеры или делают деньги, многие берут в руки гитару. И это значит, что рок жив и будет жить. А каким он будет, целиком зависит от нас всех.

Горельеф паросского мрамора 4-го века до нашей эры, молодая очаровательная девушка, играет на гитаре

Горельеф паросского мрамора 4-го века до нашей эры, молодая очаровательная девушка, играет на гитаре

Глиняные таблички (1900-1800 гг. до н. э.) с изображением гитары

Глиняные таблички (1900-1800 гг. до н. э.) с изображением гитары

Гитарист Х1Х века

Гитарист Х1Х века

Выступает Соколовский цыганский хор

Выступает Соколовский цыганский хор

А.М. Иванов-Крамской

А.М. Иванов-Крамской

Джеймс Браун

Джеймс Браун

Ричи Блэкмор

Ричи Блэкмор

Луи Армстронг

Луи Армстронг

Оркестр Гленна Миллера

Оркестр Гленна Миллера

Легендарный Элвис Пресли

Легендарный Элвис Пресли

Битлз

Битлз

ВИА «Веселые ребята»

ВИА «Веселые ребята»

ВИА «Синяя птица»

ВИА «Синяя птица»

Дип Пепл

Дип Пепл

Группа «Машина времени»

Группа «Машина времени»

Группа «Бони М»

Группа «Бони М»

Группа «Ариэль»

Группа «Ариэль»

ВИА «Песняры»

ВИА «Песняры»

Виктор Цой и группа «Кино»

Виктор Цой и группа «Кино»

«Наутилус Помпилиус»

«Наутилус Помпилиус»

Группа  «Ария»

Группа «Ария»

«Бригада С»

«Бригада С»